26 июня 2017,  понедельник

Главная
Новости
Календарь
Лоция

Летописи

Багажный отсек
Фотоальбомы
Мастер-класс
Велошкола
О клубе
ФОРУМ



 

Кольский 2008

Категория сложности: 5

Маршрутная книжка: № 1/5 – 501 (ФСТ-ОТМ)

Район: Кольский п-ов

Маршрут: Териберка – побережье Баренцева моря – оз. Канентьявр – Кола – Верхнетуломский – р. Конья – Куцколь – Оленегорский ГОК – Мончегорск – АНОФ2 – Хибины – Имандра – оз. Гольцовое – база КСС Куэльпорр – пер. Ю. Рисчорр – оз. Академическое – пер. Куропачий – оз. Умбозеро – Коашва – Апатиты.

Время проведения: 27 июля - 12 август

Ходовых дней: 16

Протяженность маршрута, км: 685

Количество участников: 7

Руководитель: Романов Дмитрий Анатольевич


Характеристика района похода:

Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе Европейской части России. Он омывается Баренцевым и Белым морями. Имеет площадь около 100 000 кв.км. Входит в состав Мурманской области.

Рельеф. Кольский полуостров находится на северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими кристаллическими изверженными породами: гранитами, гнейсами, диабазами. Основные особенности рельефа Кольского полуострова обусловлены многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита. Рельеф полуострова носит также следы мощного воздействия ледников, сгладивших вершины гор и оставивших большое количество валунов и моренных отложений. По характеру рельефа Мурманскую область можно разделить на два района: Западный и Восточный. Принято считать, что граница этих районов проходит через долину реки Воронья, Ловозеро, Умбозеро и долину реки Умбы. Рельеф Западной части более сложен, чем Восточной. Через Западную часть проходит глубокая меридиональная впадина, занятая долинами рек Кола, Нива и озером Имандра. На севере Западного района высокое плато (до 250 м) круто обрывается в сторону Баренцева моря, образуя скалистые берега высотой до 100 м, изрезанные заливами — фиордами. К юго-западу от Мурманского прибрежного плоскогорья лежит широкая Туломо-Нотозерская впадина, в которой находятся бассейны рек Лотта, Тулома и Нотозера. Южнее Туломо-Нотозерской впадины — Центральный горный район, расположенный между государственной границей России и Ловозером. Долины рек и озера расчленяют этот хребет на отдельные массивы — тундры (на Кольском полуострове тундрами называют не только обширные безлесные пространства тундровой поясной зоны, но и безлесные горные массивы). Здесь выделяются своей высотой Рослин, Туадаш, Сальные, Чуна, Монче, Волчьи, Хибинские и Ловозерские тундры. К югу от горного района лежит Южная озерная низина, простирающаяся от границы с Финляндией до среднего течения Умбы. Эта просторная низина занята обширными болотами и многочисленными озерами. Здесь встречаются и возвышенности высотой до 500 м. На северо-западе низина ограничена тундрами— Корва, Вува, Лива, Заячья и Нявка, на юго-западе—высотами Риколатва и Келесуайв. С юго-запада низину замыкают Кандалакшские (600 м) и Колвицкие (780 м) горы, примыкающие к Кандалакшскому берегу и круто спадающие к Белому морю. Значительную часть низины занимает бассейн реки Пиренга, состоящий из озер, соединенных короткими протоками (озера и реки Ена, Кох, Каложное, Чалма, Верхнее и Нижнее Пиренгские озера). Восточный район Кольского полуострова по рельефу может быть разделен на три части: северную, центральную и южную. Северная часть представляет собой плато, круто обрывающееся к Баренцеву морю и горлу Белого моря. Плато пересечено множеством ущелий и поперечных трещин, по которым протекают реки Харловка, Иоканга, Восточная Лица, Поной. К югу плато постепенно повышается до 300 м и резко обрывается к центральной болотистой низине. Этот край плато носит название гряды Кейвы. К югу от Кейвы в центральной части восточного района расположена Центральная болотная равнина, занимающая верхнее и среднее течение Поноя и верховья Варзуги и Стрельны. Южная часть представляет собой равнину, платано, а местами в виде террас, спадающую к берегам Белого моря. На равнине находятся бассейны нижнего течения Варзуги, Стрельны, Чапомы, Чаваньги.

Растительность. На Кольском полуострове выделяются три зоны растительности: тундровая, лесотундровая я лесная. Тундровая зона занимает прибрежную полосу шириной 30—60 км на севере и северо-востоке полуострова. Основная растительность здесь: мхи, лишайники, стелющиеся разновидности карликовой березы и ивы. По долинам крупных рек встречаются древесные кустарники. Лесотундровая зона тянется полосой от 10 до 60 км южнее тундры. Характерная растительность — березовое криволесье с примесью ели и низкорослой сосны. В изобилии встречаются различные виды кустарников и мхов. В сравнительно сухих местах почву и камни толстым слоем покрывает ягель. В лесотундре обширные ягодники (брусника, морошка, голубика, вороника) и очень много грибов (подберезовики, подосиновики, волнушки, сыроежки). Вся южная часть полуострова относится к лесной зоне. Здесь стоят сосново-еловые леса с примесью березы, осины, рябины, ивы, ольхи. Леса Кольского сильно заболочены, поэтому в них широко распространены кустарник и травянистая моховая растительность. Особенно лесист юго-запад Мурманской области и бассейны Умбы, Варзуги, Стрельны. В горных районах наблюдается вертикальная зональность растительного покрова. До высоты 300—400м располагается лесная растительность, высоты 400—600м заняты березовым криволесьем и кустарниками, а выше 600—650 м растет только редкий кустарник и лишайники.

Животный мир. Разнообразен животный мир Кольского полуострова. Здесь водятся таежные и тундровые животные: медведь, волк, заяц, куница, лисица, белка, лось, северный олень, россомаха, песец, лемминг-пеструшка. За последние годы акклиматизированы ондатра и норка, выпущены бобры. В водах Белого и Баренцева морей живут тюлень, нерпа, лахтак и другие морские животные. На полуострове около 200 видов птиц. Очень много морской птицы: чаек, кайр, чистиков, тупиков. На северном побережье существуют большие птичьи базары. В тундре живут белая и тундровая куропатки, в лесах—рябчик, глухарь, тетерев. На озерах гнездятся 10 видов уток, гуси, лебеди. Кольский полуостров — район, где очень много комаров, мошки и оводов. Моря, омывающие полуостров, озера и реки Koльского богаты рыбой. В Баренцевом море насчитывается более 110 видов рыб, из них 22—промысловые (треска, пикша, морской окунь, сайда, сельдь, камбала и др.). В море водятся акулы, дельфины и даже киты, в реках и озерах щука, окунь, хариус, сиг, голец, ряпушка. Особенно ценна семга, промысел которой издавна ведется на полуострове, в крупных озерах встречается кумжа. На Кольском полуострове есть два заповедника: Кандалакшский и Лапландский. В них сохраняются нетронутыми образцы природы Севера, созданы условия для сохранения и увеличения числа редких животных и птиц.

Кандалакшский заповедник занимает значительную часть Кандалакшских шхер, остров Великий и Кемь-Лудский архипелаг в Кандалакшской губе Белого моря. Заповеднику принадлежат также архипелаг Семь островов и Айновы острова в Баренцевом море. В территорию заповедника входят разнообразные по природным условиям и животному миру уголки Севера, где есть и северная тайга, и тундра, и лесотундровое криволесье, каменистые и песчаные берега островов, высокие скалы морского побережья с огромными птичьими базарами. Заповедник образован в 1939 г. Одной из главных задач его было изучение, сохранение и увеличение численности гаги — ценнейшей северной птицы. В настоящее время на островах Кандалакшских шхер (в состав заповедника входит около 50 островов) насчитывается свыше 3000 гнездовий гаги.

В Лапландском заповеднике, расположенном к западу от Мончегорска, сохраняются природные комплексы северной тайги и горных тундр Кольского полуострова. Здесь представлены все характерные Кольские ландшафты, за исключением морского побережья и равнинной тундры. Одна из главных задач заповедника — охрана и изучение диких северных оленей. В 1960 г. в заповеднике насчитывалось около 1400 оленей.

Климат. Климат Кольского полуострова существенно отличается от климата других северных и заполярных районов нашей страны. Вторгающаяся с северо-запада Нордкапская ветвь Гольфстрима приносит с собой тепло, благодаря чему на северном побережье полуострова зимой теплее, чем в средней полосе Европейской части России. Можно сказать, что на Кольском север и юг поменялись местами: омывающее северные берега Баренцево море не замерзает круглый год, а на юге полуострова Белое море зимой сковано льдами. В пределах Кольского полуострова можно выделить три климатические зоны: морское побережье, центральную область и горную часть. Климат северного морского побережья обусловлен влиянием Баренцева моря. Средняя температура воздуха наиболее холодного месяца (февраля) колеблется в пределах —6—12°С, самого теплого (июля) 12—13°С. В районах центральной части климат континентальный, со сравнительно теплым летом и устойчивой зимой. От побережья в глубь континента среднегодовые температуры понижаются. Самые континентальные по климату пункты Ена и Краснощелье. Средняя температура января в Ене —14,3°С, в Краснощелье —13,7°С. В верховьях реки Поной наблюдаются особенно низкие температуры (до —50°С). В горном климатическом районе более холодное лето, сравнительно мягкая зима, много осадков. Максимальная среднемесячная температура (июля) 10°С, минимальная (января) —13°С. Температура на Кольском подвержена частым изменениям: в любые зимние месяцы возможны оттепели, а летом — заморозки. Это объясняется тем, что над полуостровом сталкиваются массы холодного воздуха, приходящие с северо-востока, с теплыми воздушными течениями. Кольский полуостров относится к районам с избыточной влажностью (около 80%). Наименьшее количество осадков выпадает на севере (до 400 мм), наибольшее в гордых районах (до 1000 мм). Большая часть полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому здесь летом полтора месяца не заходит солнце, а зимой в течение такого же времени стоит полярная ночь. Весна довольно поздняя. Снег сходит в конце мая — начале июня, в это же время вскрываются озера. Лето наступает бурно и быстро, так как его начало совпадает с установлением полярного дня. В конце июня распускаются цветы, на деревьях появляется молодая листва, прекращаются ночные заморозки (иногда в течение лета бывает несколько холодных ночей). В горных районах весна и лето на некоторое время задерживаются: когда в низинах уже все деревья стоят зеленые, там только набухают почки. Полярное лето длится 2,5—3 месяца: с середины июня по конец августа—начало сентября. В это короткое время оживает разнообразный и богатый растительный покров гор и равнин Кольского полуострова. Летом возможны резкие перемены погоды. Особенно изменчива погода в горах, где часты дожди и туманы. Большинство осадков в горах выпадает в летний период. Осень наступает в конце августа — начале сентября. В последнюю неделю августа желтеют многие деревья, все чаще бывают ночные заморозки. В это время исчезают комары и мошка, особенно многочисленные в июле и начале августа. Снег выпадает в конце сентября, а в горах даже раньше. Однако устойчивый снежный покров ложится только к первой декаде ноября. Температура воздуха в конце сентября быстро падает. В сентябре, иногда в августе уже можно наблюдать северное сияние—одно из самых удивительных и красивых явлений природы. Реки замерзают в середине или конце ноября, несколько раньше покрываются льдом небольшие озера. Только на порожистых участках ледостав запаздывает на 1,5—2 месяца, а мощные пороги не замерзают всю зиму. Толщина льда на реках и озерах колеблется от 70 до 110 см. Снежный покров неравномерен и зависит главным образом от рельефа местности и преобладающих в этом районе ветров. Ноябрь — уже зимний месяц, когда возможны сильные морозы. День значительно сокращается, весь декабрь и начало января солнце не показывается из-за горизонта. В марте и апреле день удлиняется, погода становится довольно устойчивой, снег покрывается крепким настом, температура воздуха, особенно в горах, повышается (в Хибинах, например, средняя температура марта —9°С, апреля —2°С). Вечером и ночью, однако, возможно значительное снижение температуры (до -30°С и ниже).

Экономика. Археологические исследования показывают, что Кольский полуостров был заселен саами во втором тысячелетии до н. э. В IX—XI вв. на нем уже существовали русские поселения. В летописях село Варзуга (на южном берегу полуострова) упомянуто впервые в 1216 г., а северное поселение Кола — в 1264 г. В конце XIX в. на Кольский переселились со своими оленьими стадами коми-ижемцы. В настоящее время саами, коми-ижемцы и русские составляют основную массу населения полуострова. Бурное промышленное развитие Кольского полуострова началось после Октябрьской революции. Некогда дикий и отсталый край уже к началу 40-х годов стал одним из перспективных промышленных районов. После Великой Отечественной войны и особенно в последние годы темпы промышленного развития Кольского непрерывно растут. Необычайно богатые недра этой северной земли стали основой быстрого роста горнодобывающей промышленности (добыча никелевой, медной и железной руды). Гордость и слава заполярной промышленности — предприятия, вырабатывающие камень плодородия — апатитовый концентрат. Разведка и изучение промышленных запасов апатито-нефелиновых руд были произведены в начале 20-х годов экспедициями под руководством академика А. Е. Ферсмана. Комбинат “Апатит” ведет разработку важнейших месторождений: Кукисвумчоррского, Юкспорского и Расвумчоррского. Добыча руды расширяется, в последние годы построено три новых рудника, в том числе высокогорный открытый рудник на плато Расвумчорр с 600-метровым рудоспуском внутри горы. Свыше 50% продукции области дает рыбная промышленность. Рыбаки Кольского ведут промысел трески, сельди, морского окуня, палтуса не только вблизи берегов нашей страны, но и во многих районах Северной Атлантики. Хотя в сельском хозяйстве Мурманской области занято всего около 3% жителей, заполярное земледелие и животноводство добилось значительных успехов. Саами, ненцы и коми издавна занимаются оленеводством. В оленеводческих совхозах и колхозах насчитывается свыше 70 тысяч оленей. Обилие ягеля—основного источника корма оленей—позволяет круглый год держать их на подножном корму. В нескольких хозяйствах занимаются разведением пушных зверей (песцов и норок). Большое место в хозяйстве Кольского полуострова занимает зверобойный промысел (тюленя) и добыча пушнины (песец, куница, белка, горностай). Крупнейший город полуострова и самый большой заполярный город мира — Мурманск, индустриальный центр, рыболовный и торговый порт, культурный и научный центр Заполярья. Важную роль в экономике и культурной жизни Мурманской области играют молодые промышленные города — Кировск, Мончегорск и Оленегорск. Значительно преобразились и старые города и поселки Кольского полуострова, где расширены традиционные промыслы и создано немало новых промышленных предприятий. Несметные богатства подземных кладовых Кольского, обширные леса, рыбные запасы северных морей — все поставлено на службу советскому народу, строящему коммунизм. Бывший Александровский уезд Архангельской губернии, о котором царские сановники писали, “что там борьба с природой едва ли выносима для человека”, стал настоящей северной жемчужиной нашей страны.

Цель нашего похода:

1. Изучение, разведка и описание грунтовых дорог по побережью Баренцева моря в районе Териберки. Описания прохождения ее в велосипедном походе в отчетах не встречается – первопрохождение вело.

2. Прохождение пер. Ю. Рисчорр со стороны р. Кунийок со спуском через оз. Академическое и пер. Куропачий к заливу Тульок. Со стороны Умбозера почти по этому же маршруту проходил в одиночку мурманчанин В. Васильев – первопрохождение вело со стороны долины р. Кунийок.

3. Ознакомление с историческими, природными, культурными достопримечательностями Кольского полуострова.

Маршрут состоял из трех основных этапов:

1. Мурманское побережье Баренцева моря в районе Териберки.

Близость бескрайнего сурового Баренцева моря с его пурпурными закатами и животворящим воздухом – главная достопримечательность маршрута. Район путешествия интересен, прежде всего, первозданной красотой скальных фьордов побережья Баренцева моря и дикой природой тундры. Весь берег изрезан множеством ущелий и поперечных трещин, хаотическое нагромождение скал, сильнопересеченная местность, где в низовьях бесчисленные болота – таков облик побережья Баренцева моря. Нередко встречаются мощные и красивые водопады на бурных северных реках, скованных в труднопроходимых каньонах. Мурманский берег, Это место на планете Земля одно из самых удивительных. Если открыть карту климатических зон, то можно увидеть следующую картину. Есть три природных зоны - тайга, лесотундра и тундра. Каждая из этих зон занимает тысячи километров. И переход от одной зоны к другой происходит крайне плавно. На карте, в Северном полушарии, эти зоны идут тремя широкими полосками. Они широкие в Северной Америке, широкие на Дальнем Востоке и в Сибири, а к Мурманску, полоски лесотундры и тундры начинают сужаться. И сходятся в две тоненькие линии. В этом месте планеты, переход от тайги, через лесотундру, к тундре занимает всего сотню километров! Это удивительное явление! Ты в лесу, высокие деревья, зеленая трава, солнце, температура +20. Немного проехал, и деревья становятся маленькими и редкими, земля становится голой и каменистой, появляются маленькие озёрца с холодной водой, на вершинах сопок лежит снег. Еще немного и растительность исчезает вообще, голая земля, одни камни, поросшие мхом, карликовые деревья и ягель, снег лежит под ногами. - Ты в тундре! Час назад ты был в жарком лете, а сейчас ты стоишь в натуральной тундре на сугробе! Какие чудеса может вытворять Природа

Климат северного морского побережья обусловлен влиянием Баренцева моря. Средняя температура воздуха наиболее холодного месяца (февраля) колеблется в пределах —6—12°С, самого теплого (июля) +12—13°С.

2. Лапландский заповедник.

Созданный в 1930 году Лапландский государственный природный биосферный заповедник является территорией федерального значения, включенной по решению ЮНЕСКО в 1985 году во Всемирную сеть биосферных резерватов. Общая площадь заповедника составляет 278 435 га.

Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим цель: сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, а так же экологическое просвещение населения.

Главная ценность заповедника – дикая нетронутая природа, находящаяся в своем естественном первозданном состоянии.

Рельеф заповедной территории представляет собой сильно пересеченный горный и крупнохолмистый характер. Значительная часть территории представлена горными тундрами и включает 5 отдельных горных массивов с высотами от 600 до 1114метров. Для всех вертикальных форм рельефа заповедника характерна сглаженность очертаний, которая объясняется древностью гор.

По заповеднику проходит водораздел Белого и Баренцева морей.

Всего в заповеднике насчитывается 168 озер и озерков, длина берегов которых 370километров, 63 реки и ручья общей длиной 718 километров.

Леса занимают 52 % территории заповедника, скалы и горные тундры 36 %, озера и реки 4 %, остальное березовое криволесье и болота.

Одна из основных ценностей - девственные старовозрастные леса. Возраст некоторых лесных массивов, появившихся после схода последнего ледника, три, пять и даже десять тысяч лет. В развитие их на протяжении всего этого времени не вмешивались никакие силы, кроме природных. Возраст деревьев в этих лесах достигает 400 - 500 и даже 600 лет, высота их достигает 30 метров, а диаметр ствола 70 сантиметров. Это уникальное явление для таких высоких широт.

В заповеднике обитает 31 вид млекопитающих, в том числе: дикий северный олень, лось, бурый медведь, волк, лисица, куница, ласка, норка американская, росомаха, бобр европейский, заяц беляк, белка, ондатра, норвежский и лесной лемминги и другие.

Особая ценность водоемов в том, что они являются местами нереста 6 видов лососевых рыб. Заповедник является практически единственным местом на Кольском полуострове, где еще обитает в некоторых реках и ручьях жемчужница европейская - моллюск, занесенный в Красную книгу России.

Лапландский заповедник находится в 120-160км к северу от Полярного круга, вследствие чего зимой здесь наблюдается «полярная ночь», во время которой солнце совсем не показывается над горизонтом, а летом наступает «полярный день», когда солнце не заходит. Летние «белые ночи» и зимние «полярные» - относятся к тем ощущениям, которые нельзя передать словами – их надо «прочувствовать».

Несмотря на довольно высокие широты, климат Лапландии нельзя назвать суровым. Заповедник находится в зоне больших температурных контрастов. Для его климата характерны сравнительно мягкая продолжительная зима и прохладное короткое лето, среднегодовая температура – 20С. минимальные зимние температуры – -40-45 С, максимальные летние +30-33С, однако на короткое время отрицательные температуры могут устанавливаться в любом летнем месяце.

3. Хибинские тундры.

Самый большой горный район Кольского полуострова — Хибинские тундры. Отдельные плато Хибин поднимаются на высоту около 1200м. С запада и востока они ограничены озерами Имандра и Умбозеро, с севера и юга — болотистыми равнинами. Хибины имеют форму окружности радиусом около 30км.

Хибинские горы — это ряд приподнятых плато, расчлененных глубокими ущельями и перевалами, с многочисленными обрывами и цирками. Меридионально расположенными долинами рек Кунийок и Большая Белая, озером Большой Вудъявр и перевалом Кукисвум массив Хибин делится на западную и восточную части. Вдоль этой границы по обе ее стороны группируются наиболее высокие горы Хибин, а к западу и востоку идет постепенное постижение высот, так что по краям массива горы почти не выходят из зоны лесов.

Западная часть представляет собой цепь горных массивов: Путеллячорр, Иидичвумчорр, Часначорр, Поачвумчорр, Тахтарвумчорр, Вудъяврчорр — с рядом отрогов, разветвлений и отдельных вершин. Все массивы круто обрываются на восток и полого спадают на запад.

С запада долина Меридионального ручья закрыта цепью массивов Хибинпахкчорра и Юмъечорра, разделенных глубоким широтным ущельем Юмъекорр. Хибинпахкчорр двумя отрогами спадает к северу в долину Иидичйока. Массив Юмъечорр слагается из нескольких вершин: северной — горы Кудрявцева, центральной — горы Рабо, южной — горы Миддендорфа (Юмъечорр — 1097м), названных в честь первых исследователей Кольского полуострова. От массива Юмъечорр на запад в сторону Имандры отходит несколько отрогов, разделенных долинами ручьев, впадающих в Имандру. Самая южная долина—Медвежий Лог — расположена против острова Сяв и заканчивается двумя большими цирками под вершинами Рабо и Миддендорфа. Последняя отделяется от горы Чильмана узким ущельем.

Восточная часть Хибин по площади больше западной; по форме она напоминает подкову, открытую к востоку. Центр подковы — массивы Партомчорр, Рисчорр, Кукисвумчорр, Юкспор и Айкуайвентчорр. Северная часть подковы — массив Лявочорр и его восточные отроги — Валепахк, Суолуайв и Намуайв. Южная часть — массивы Ловчорр, Расвумчорр, Эвеслогчорр, Коашва и Китчепахк.

Центр подковы восточной части Хибин занят долинами крупных рек, впадающих в Умбозеро, — Тульйок с большим левым притоком Каскаснюнйок и Майвальтайок. Южная часть подковы разрезана надвое долиной Вуоннемйока, а северная часть—долиной Кальйока.

Массив Рисчорр (Кустарниковый) отделен от Партомчорра низким Умбозерским перевалом, а от лежащего еще южнее массива Кукисвумчорр — Южным перевалом Рисчорра. Самая южная вершина Рисчорра — гора Каскаснюнчорр — отделена от основного массива ущельем Северного перевала Рисчорра.

Кукисвумчорр, самый большой массив Хибинских тундр, состоит из нескольких плато и отрогов, разделенных огромными цирками с 400-метровыми стенами. Западные цирки открыты в сторону долины Кукисвум, а восточные — в верховья Тульйока и Каскаснюнйока.

В Хибинских тундрах больше 30 внутренних озер.

В одном из восточных цирков Кукисвумчорра находится крупное горное озеро — Академическое.

Подъезды к Хибинским тундрам очень удобны. Вдоль западного края Хибин по берегу озера Имандра идет Мурманская железная дорога. На участке Хибинских тундр есть станции: Апатиты, Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра. От Апатитов по долине Большой Белой идет железнодорожная ветка и шоссе до Кировска (16км), расположенного на берегу Большого Вудъявра.

Перевал Южный Рисчорр— это большая седловина с плавными очертаниями склонов. Высота его 900м. При подходе к перевалу с запада справа видны цирки Кукисвумчорра, слева — крутые склоны Каскаснюнчорра с висящими вверху снежными карнизами. Но с седловины перевалу легко подняться и на Каскаснюнчорр и на плато Кукисвумчорра. С перевала на восток открывается хорошая панорама верховий Каскаснюнйока, Умбозера и Ловозерских тундр. Верховья Каскаснюнйока имеют своеобразный рельеф. Большое пространство между северным склоном Кукисвумчорра, восточным склоном Рисчорра и южным склоном Партомчорра собрано в гигантские “складки”, между которыми в узких каньонах текут многочисленные истоки Каскаснюнйока.

Перевал Куропачий расположен в отроге Рыпнецк, имеет две седловины. Верхняя (ближняя к Кукисвумчорру) более простая (однако при подъеме снизу по первому правому притоку Каскаснюнйока лучше идти на нижнюю). Со стороны Каскаснюнйока взлет пологий и короткий, сложности не представляет. Спуск в сторону Тульйок крут, даже в зоне леса.

Тульйок - одна из самых больших рек Хибин. Начинаясь в гигантских восточных цирках Кукисвумчорра, она течет на восток в широкой лесистой долине и несколькими рукавами впадает в Тульилухт Умбозера. Долина Тульйок очень живописна: в нижнем и среднем течении растет прекрасный сосновый лес, а в верховьях открывается грандиозная панорама центральной части Хибинских гор. В низовье река сильно петляет среди холмов и увалов. Летом в нижнем течение Тульйок многоводен, перейти вброд его можно только выше устья Каскаснюнйока.

Техническое описание:

27.07.08 г.

14:42 прибыли в Мурманск без опоздания.

t+14 oC, пасмурно, ветер северный.

На перроне нас встречал Александр Фомин - представитель мурманского велоклуба. Он очень помог нам с оформлением пропусков в погранзону и поиском машины для заброски в Териберку.

Закупаем недостающие продукты. Грузимся в газель.

16:04 прощаемся с Сашей и выезжаем. Фото 1.

Едем искать почту, что бы отправить телеграмму о выходе на маршрут. Выходной главпочтамт не работает.

На подъезде к поселку погранпост. Проблем у нас не возникает - есть пропуска. Проверяют паспорта.

18:40 проезжаем Териберку, затем Ладейное. Фото 2. В поселке покупаем рыбу на ужин расспрашиваем, как лучше проехать к водопаду. Водитель нас забросил как можно ближе к водопаду, дальше газель не пройдет. Выгружаемся напротив метеостанции. Холодно. С моря дует сильный ветер. Собираем велосипеды, грузим рюкзаки. Теперь мы на маршруте.

0,0км (0,0км) – 19:30 стартуем от метеостанции на берегу Баренцева моря

2,5км (2,5км) – 20:30 ставим лагерь рядом с озером расположено чуть ниже водопада. Место защищено от ветра с моря скальной грядой. Фото 3. Готовим ужин.

t+7 oC, пасмурно, ветер северный.

После ужина сходили посмотреть на водопад. Зрелище впечатляющее. Фотографы, которых у нас в группе было аж четыре, носятся с фотоаппаратами и штативами. Фото 4 и 5. Ночи белые – света достаточно. В какой то момент из-за облаков выглянуло закатное солнышко и окрасило море в жемчужно-розовый цвет, а красные скалы каньона, куда падает вода, стали, еще ярче. Красота, аж дух захватывает. Фото 6.

0:45 отбой.

Итого за день – 2,5км

Вездеходная дорога – 2,5км

Набор высоты – 50м

Время в пути – 0ч 35 мин

28.07.08 г.

Подъем 7:15

t +8 oC, пасмурно, ветер северо-западный

Пошли еще раз посмотреть на водопад уже при дневном свете.

Ремонт велосипеда Андрея – прокол.

0,0км (2,5км) – 10:50 выехали в сторону Териберки. Вездеходка. Фото 7. В Лодейном заехали на почту. Тоже закрыта.

3,7км (6,2км) – 11:27 началась мелкощебеночная дорога.

8,4км (10,9км) – 11:50 Нижняя (старая) Териберка. Фото 8.

Подъезжаем к магазину. Расспрашиваем местных жителей о дороге на восток к Туманному или Дальним Зеленцам. Никто ничего о ней не толком не знает. Все говорят, что дорог нет – только оленьи тропы, но по ним без проводника не пройти. Люди в поселке очень приветливые. Рыбак Виктор объяснил нам, как дойти до р. Орловка, где у него есть избушка, но предупредил, что велосипеды придется нести на себе и в некоторых местах можно пройти только по берегу во время отлива.

В 12:43 выехали за поселок, идем по прибрежным песчаным дюнам по автомобильным колеям. Обходим кладбище и попадаем на берег залива. Прилив только начался и можно пройти, а в некоторых местах и проехать по берегу. Фото 9.

10,7км (13,2км) – 13:17 брод через впадающую в море речушку. Дальше проехать можно только на вездеходе. Фото 10.

11,8км (14,3км) – 13:41 бухта с избушкой. В нее впадает небольшая речка. Прилив потихоньку начинает заполнять бухту водой.

Дима и Леша отправляются на разведку. По словам местных жителей здесь недалеко проходит вездеходка газовиков.

Результаты разведки: найдены следы вездеходов, но они дважды по одной колее едут очень редко, в основном просто напрямик идут по тундре – там, где один раз прошел вездеход, второй раз пройти уже тяжело. Фото 11. В колее нога проваливается почти по колено, а если идти по тундре напрямик то по щиколотку. Дошли до озера Первое Титовское. С вершины сопки хорошо видна бухта Завалишина и строения газовиков. Назад решили возвращаться по оленьей тропе, которая сначала идет по верхам и довольно сухая, а потом спускается в низину и теряется в болоте. Фото 12. Пробуем пройти болото напрямик – очень глубоко. Возвращаемся на тропу и по скалам выходим к лагерю группы. За 2 часа разведки пройдено около 3 км.

Выводы: пройти по тундре от Териберки до Дальних Зеленцов по берегу Баренцева моря возможно, но нужно иметь соответствующее снаряжение: высокие резиновые сапоги и средства переправы через р. Воронья. Также необходим достаточный запас времени: скорость передвижения по тундре с груженым велосипедом не более 2км/ч. Необходимо иметь GPS приемник и точные карты местности: из-за частых туманов и плохой видимости на побережье очень легко сбиться с маршрута.

Из-за недостатка времени и очень плотного графика маршрута принимаем решение остаток дня посвятить изучению побережья в других направлениях, а на следующий день двигаться по запасному варианту маршрута.

12,2км (17,7км) – 16:10 ставим лагерь, прибираемся в избушке. С дровами проблем нет. Собираем плавник по берегу моря.

t +4 oC, пасмурно. Фото 13.

Фотографы полезли на окрестные горки поснимать виды. Обычные житейские радости. Вечером праздничный ужин. И гулянье по морскому дну – опять отлив. Фото 14.

Итого за день – 15,2км

Мелкощебеночная дорога – 4,7км

Вездеходная дорога – 4,2км

Песок – 3,8км

Тропа – 2,5км

Набор высоты – 120м

Время в пути – 3 ч 35 мин

29.07.08 г.

Подъем в 7:15

t +7 oC, пасмурно, ветер северный, северо-западный.

0,0км (17,7км) – 10:00 вышли из лагеря. Идем обратно по берегу моря к Териберке. Фото 15. Нашли приятное место с песчаным берегом. Устроили массовое торжественное купание в Баренцевом море. Теперь наш путь лежит на юг. Когда еще сюда выберемся.

3,8км (21,5км) – 11:27 Териберка. Фото 16. Начинается мелкощебеночная дорога. В ущелье, куда уходит наша дорога весит облако тумана. Проезжаем погранпост, опять проверка паспортов. Начинаются тягуны и спуски. Фото 17.

16,3км (34,0км) – 13:00 высота 197м над уровнем моря – перекур после тяжелого подъема.

22,6км (40,3км) – 13:48 высота 230м над уровнем моря – перекур на горе. Мы преодолели один из самых высоких, тяжелых и длинных подъемов на этой дороге. Фото 18. Дорога перевалила через гору Эривейв. Перед нами открываются вид на тундры все испещренные зеркалами маленьких озёр. Иногда выходит солнышко вода в них становится ярко – голубой. Красота. Фото 19.

26,2км (43,9км) – 14:10 – 15:25 обед на берегу небольшой речки.

37,5км (55,2км) – 16:42 высота 302м над уровнем моря – перекур после тяжелого подъема. Это самая высокая точка этого участка дороги.

44,3км (62,0км) – 17:19 Т-образный перекресток. Поворачиваем на запад. Начинается асфальт. Фото 20.

t +15 oC, после обеда переменная облачность, к вечеру ясно.

73.1км (90,8км) – 21:00 встаем на ночевку на берегу оз. Канентьявр. Фото 21.

Итого за день – 73,1км

Асфальт – 28,8км

Мелкощебеночная дорога – 40,5км

Песок – 3,8км

Набор высоты – 905м

Время в пути – 6 ч 40 мин

30.07.08 г.

Подъем в 7:00

t +10 oC, пасмурно, слабый встречный (западный) ветер.

0,0км (90,8км) выехали в 9:30. Продолжаем движение по шоссе в сторону г. Кола. Большие перепады высот. Выматывающие тягуны и стремительные спуски. Фото 22.

t +14 oC, пасмурно, встречный ветер усиливается.

13:00 – начинается моросящий дождь, t +14 oC, Диме нездоровиться, простуда, видимо сказывается тяжелая акклиматизация.

53,4км (144,2км) – 14:20 перекресток с трассой на Мурманск. Дождь усиливается.

У Андрея проблемы с переключением скоростей.

63,8км (154,6км) – 15:20 устраиваемся на обед в кафе «У камина». Очень уютно место, с хорошей кухней и приятными ценами. В одном здании с кафе пекарня. Хлеб и разнообразные булочки там делают просто незабываемые.

Кафе «У камина» и Пекарня «Кольский хлеб»

184381, Мурманская обл., г. Кола, ул. Советская, д. 46

телефоны: 8 (253) 3-42-18, 3-41-52

E-mail: pekarny2001@mail.ru

После обеда группа занимается закупкой продуктов. Илья и Андрей едут на маршрутке в Мурманск за покупками.

20:30 возвращаются ребята из Мурманска. Дождь, который шел всю вторую половину дня усиливается. Мы понуро собираемся в дорогу под уличным навесом кафешки. Фото 23. Дима планировал ночевать недалеко от города. А дождь уже превращается в ливень. Гаяр познакомился с хозяином пекарни, и он любезно разрешил нам переночевать на втором этаже здания.

Расположились на полу в подсобке всем шалманом. Было тепло и сухо. Всю ночь вкусно пахло хлебом. Фото 24. Наши велосипеды гостеприимный хозяин - Ефимов Сергей Юрьевич разрешил поставить в гараже и обещал прийти утром пораньше, что бы мы не задержались с выездом.

Итого за день – 63,8км

Асфальт – 63,8км

Набор высоты – 630м

Время в пути: 4 ч 22 мин

31.07.08 г.

Подъем в 7:00

t +10 - +12 oC, пасмурно.

Позавтракали вкусной выпечкой.

0,0км (154,6км) выехали в 9:00

По пути заехали посмотреть церковь, первую в г. Кола. Она не большая, очень уютная, со старинными иконами.

Выехали из города и повернули налево по шоссе вдоль Нижнетуломского водохранилища на реке Тулома. Едем по асфальту. Перепад высот меньше чем в предыдущий день, но достаточно изматывающий. Достаточно напряженный трафик движения. У Андрея продолжаются проблемы с переключением скоростей.

21,9км (176,5км) – 12:00 – 13:15 решили остановиться передохнуть и заодно починить велосипед Андрея. Фото 25.

34,6км (189,2км) – 14:00 – 15:30 остановились пообедать не берегу р. Пак за автомобильным мостом. Столик. Есть запас дров. Фото 26.

t +14 oC, переменная облачность, кратковременные дожди.

Первые 25км дороги сильная пересеченка, далее местность выполаживается. Чем дальше мы отъезжаем от Колы, тем лучше качество асфальта, становиться мало машин.

57.0км (211,6км) – 17:30 встаем на ночевку недалеко от п. Верхнетуломский на левом берегу р. Шовна перед автомобильным мостом. Фото 27. В этом месте вода проходит порожистый участок и очень фотогенична. Фото 28.

t +14 oC, переменная облачность.

Ребята пытаются ловить рыбу, а у рыбы нет настроения, ловиться.

Итого за день – 57,0км

Асфальт – 57,0км

Набор высоты – 420м

Время в пути – 3 ч 32 мин

01.08.08 г.

Подъем в 7:30

t +6 oC, переменная облачность, слабый северный ветер.

Выехали в 10:15.

t +8 oC, облачно.

0,0км (211,6км) продолжаем ехать по асфальту.

9,9км (221,5) – 11:06 поворот налево к Верхнетуломскому.

11,0км (232,5км) – 11:11 п. Верхнетуломский. Закупаем продукты на 4 дня автономки. Дальше жилья не будет.

Магазин «Грин Маркет»

Работает с 8:00 до 24:00

Без обеда и выходных

12:10 выезжаем от магазина.

12,8км (224,4км) за поселком повернули налево через ж/б мостик над каналом без воды. За мостиком повернули, направо идет разбитый асфальт.

13,1км (224,7км) еще один ж/б мостик справа от дороги створ плотины.

13,8км (225,4км) 12:48 – начинается мелкощебеночная дорога. Фото 29.

Налево вниз ушла дорога, мы едем прямо на подъем. Сверху справа от дороги открывается вид на водохранилище. Дорога хорошего качества достаточно ровная, практически без луж. Деревянные мосты через речушки целы и в хорошем состоянии. Сильная пересеченка. Фото 30.

Иногда на подъемах часть группы идет пешком. Изредка в обе стороны проезжают машин, как грузовики, так и легковушки.

14:30 – пасмурно накрапывает мелкий дождичек. Ветер встречный.

36,5км (248,1км) – 15:06–16:15 останавливаемся пообедать на оз. Пуроярви.

Ребята, которые едут впереди распугивают белок зайцев и другую живность. Едем по границе Лапландского заповедника. Фото 31. Дорога то забирается на высокие холмы, то спускается на ровные болотистые участки. Очень много спелой крупной морошки. Впереди видны голубоватые горы – Сальные тундры. Фото 32.

Радует холодная дождливая погода – нет комаров и мошки.

53,8км (265,4км) – 18:01 развилка, едем налево по более накатанной дороге.

66,9км (278,5км) – 20:09 поворот налево на грунтовку в сторону реки Конья. Дорога идет на спуск.

Большое спасибо местному жителю, проезжавшему мимо на машине, помог правильно сориентироваться. Даже стрелку нам выложил на нужном повороте. Приятно когда о тебе заботятся не за что, просто так.

69,6км (281,2км) – 20:27 дорога упирается в разрушенный мост через реку Конья. Оцениваем предстоящий нам завтра брод. Ищем место для лагеря. Стоянок много, но они все замусорены рыбаками и любителями пикников. Недалеко от реки стоит несколько машин. Фото 33.

Ужин. Крепкий здоровый сон. Ночью шел сильный дождь. Морально готовились лезть утром в холодную воду. Фото 34.

За день проехали – 69,6км

Асфальт – 13,8км

Мелкощебеночная дорога – 53,1км

Старая лесовозная дорога – 2,7км

Набор высоты – 570м

Время в пути – 5 ч 56 мин

02.08.08 г.

Подъем 9:00

t +9 oC, моросящий дождь.

0,0км (281,2км) – 12:30 – 12:50 брод через р. Конью. Шли слева от моста. К броду ведут колеи залитые водой. Первым пошел на разведку Дима. Промерил глубину по всей ширине реки, выбрал оптимальную траекторию движения. Достаточно глубоко. Реку переходили по очереди парами: сначала с рюкзаками, потом с велосипедами. Организовывали фото и видеосъемку. Так как на маршруте предполагалось достаточно большое количество бродов, в личное снаряжение каждого участника входили неопреновые носки и бродильная обувь. Фото 35.

8,5км (289,7км) – 14:05 брод р. Коодыш. Моста нет. Прошли за один заход с велосипедами, рюкзаки на спине. Фото 36.

t +10 oC, пасмурно.

17,8км (299,0км) – 15:30 брод р. Печа. Мост сожжен. Река достаточно полноводная, быстрое течение. Проходили в два захода. Сначала с рюкзаком опираясь на шест, потом с велосипедами. Фото 37. Женской части группы помогли перенести велосипеды. Фото 38.

После брода на дороге нашли аккуратно сложенную поленницу отличных дров. Разожгли костер, погрелись и просушились, вскипятили чай, пообедали. Фото 39. Во время обеда пошел ливень. Пережидаем его под тентом.

18:30 выехали с обеда. Периодически, зарядами идет проливной дождь. Песок на дороге стал вязкий. Сильная пересеченка. Фото 40.

21,5км (302,7км) – 19:02 очередной брод. Фото 41.

29,0км (310,2км) – 20:26 крестообразный перекресток, сворачиваем налево вниз к броду через реку Колныш. На дороге появляются крупные камни и большое количество луж. Фото 42.

30,5км (311,7км) – 20:40 подъехали к р. Колныш. Мост цел, но идти по нему надо очень осторожно – скользкие бревна, кое-где прорехи.

Решили заночевать, не переходя реку. С левой стороны от дороги хорошее место для стоянки. Небольшой сухой островок с соснами среди болот. Есть дрова. Фото 43.

У Татьяны сломался багажник. Ремонт. Старый багажник был распилен, из него получился почти новый улучшенной конструкции. Правда, некоторые детали теперь держаться за счет стягивающей их веревки. Фото 44.

За день проехали: 30,5км

Старая лесовозная дорога – 30,5км

Набор высоты – 450м

Время в пути: 3 ч 27 мин

03.08.08 г.

Подъем 7:15

t +10 oC, пасмурно.

Готовим завтрак. Заканчиваем ремонт багажника.

0,0км (311,7км) – 10:30. За десять минут вся группа перешла полусгнивший мостик через р. Колныш. Фото 45. Едем дальше. Продолжается грунтовка с крупными камнями, периодически ее пересекают ручьи, которые можно переехать или перейти по бревенчатым мосткам. Попадаются большие лужи и болотца. Иногда приходится слезать с велосипеда и обходить их. Фото 46.

Меняется характер растительности – начинаются сосновые леса.

6,0км (317,7км) – 11:30 – 11:40 брод через речку. Часть группы пыталась проехать, но на середине речушки течение посильнее сносит на глубину и все равно приходится слезать и идти пешком. За рекой справа от дороги остатки строений, слева за кустами остатки горелого деревянного моста. На песке рядом с бродом медвежьи следы. Фото 47. Погода немного налаживается - t +14 oC, переменная облачность. Иногда выглядывает солнце и вместе с ним начинают покусывать комары и мошка. Потом набегает туча и минут 15 идет дождь. Дорога все ухудшается. Фото 48.

15,2км (326,9км) – 12:52 Т-образный перекресток впереди озеро Лейна. Сворачиваем направо. Рельеф очень сложный. Фото 49.

15,6км (327,3км) – 13:09 р. Максимка. Переходим по мосту.

17,0км (328,7км) – 13:30 речка, мост. На дороге много камней. Фото 50.

23,9км (335,6км) – 14:41 р. Елдыш. Переходим по мосту.

24,7км (336,4км) – 15:00 - 16:17 Обед на озере. Фото 51.

29,7км (341,4км) – 16:57 Т-образный перекресток, едем направо.

31,5км (343,2км) – 17:17 нежилой поселок Куцколь. Брошенные дома. Разруха. Фото 52. За поселком дорога больше напоминает направление – следы давно прошедших вездеходов. Фото 53.

35,8 км (347,5км) – 18:40 встаем на ночевку на озере Куцколь (урочище Куцколь). Место защищено от ветра берегом. Собираем плавник для костра. Ужинаем. Некоторые самоотверженные товарищи купаются. Илюха собирается ловить рыбу. Фото 54.

За день проехали – 35,8км

Старая лесовозная дорога – 35,8км

Набор высоты – 420м

Время в пути – 4 ч 38 мин

04.08.08 г.

Подъем 7:00

t +8 oC, пасмурно.

0,0км (347,5км) выехали в 10:00

0,9км (348,4км) ручей, сгнившие мостки.

Первые пять километров дороги грязь, крупные камни, лужи, ручьи. Дорога обходит озеро Куцколь. Фото 55.

5,9км (353,4км) – 11:10 Т-образный перекресток, едем прямо. Фото 56.

t +12 oC, пасмурно.

8,5км (356,0км) – 12:00 - 12:30 брод через реку, мост сожжен. Идем в одну ходку. Фото 57.

Дальше на дороге залитые водой колеи, грязь и лужи по колено. Где-то можно проехать, где-то приходится идти пешком. Фото 58.

12,0км (359,5км) – 13:30 рядом с озером Лумболка дорога начинает подниматься в гору и качество ее улучшается.

15,0км (362,5км) – 13:57 речка. Переходим пешком по мосту. После моста вокруг старые гари. Дорога опять становиться почти не проезжей - колеи, лужи, грязь. Фото 59.

t +12 oC, переменная облачность, кратковременные дожди.

21,5км (369,0км) V-образная развилка. Едем налево.

21,8км (369,3км) речка, на броде остатки бетонных плит. Переходим пешком вброд. Дорога превращается в сплошные камни и ручьи. Фото 60.

22,0км (369,5км) брод через ручей. За бродом ковер из морошки. Фото 61.

23,3км (370,8км) брод через ручей, видны остатки мостка.

26,5км (374,0км) – 17:09 Урочище Кашка на озере Кашкозеро. Фото 62.

На берегу брошенные дома и сгнившие деревянные лодки. Устраиваем перекур. Дальше дорога становиться посуше.

27,6км (375,1км) – 18:09 развилка, едем налево.

31,0км (378,5км) – 18:57 речка. Мост сожжен. Переходим ее вброд и встаем на ночевку справа от дороги в лесу.

За день проехали – 31,0км

Зимник – 31,0км

Набор высоты – 300м

Время в пути – 5 ч 46 мин

05.08.08 г.

Подъем 7:00

t +9 oC, пасмурно, ветер северный.

0,0км (378,5км) выехали в 10:20

3,9км (382,4км) преодолеваем каменное море. Хаотично набросанные камни между ними вода. Фото 63.

Через некоторое время дорога начала обходить отвалы породы по болотистой местности. Фото 64. Ужасная грязюка. Черная торфяная жижа. Фото 65. По обочине идет топкая тропочка. Наверху работают Белазы. В конце концов, она постепенно становиться суше. В этом месте дорога отклоняется влево, от ранее отображенной на карте, видимо отвалы стали больше (по данным GPS).

9,8км (388,3км) – 12:47 Т - образный перекресток. Влево уходит дорога на рудник частично заваленная глыбами породы. Мы поворачиваем вправо и едем в сторону асфальта. Трек, в этом месте, совпадает с дорогой на карте. Дорога имеет такой же характер что и раньше – крупные камни, лужи, грязь. Когда она переваливает через небольшие возвышенности качество ее лучше. Мы то едем, то слезаем с велосипеда и проводим его по обочине.

15,5км (394,0км) – 13:56 Т-образный перекресток. Грунтовка упирается в асфальт. Трасса Мурманск - Мончегорск. Фото 66. Переобуваемся из ботинок или бродильных тапочек в более легкую обувь. Некоторые даже велосипедные штаны натянули . Едем в цивилизацию.

t +12 oC, переменная облачность.

29,6км (408,1км) – 15:12 указатель начала г. Мончегорск, мост через реку Моча. Впереди синеют роскошные Хибинские Тундры.

30,4км (408,9км) – 15:19 – 16:40 – обедаем в придорожном кафе на повороте в сторону г. Мончегорск. Еда вкусная, цены не высокие.

16:40 – 18:24 - гонцы (Илья и Татьяна) поехали за продовольствием в г. Мончегорск. Закупались в крытом рынки с очень родным названием «Кузьминки». Накрутили в общей сложности 9,3км. Остальная часть группы зря время не теряла – была приобретена семга там же в не большом магазинчике. Цены ничем не отличались от московских.

17:00 - t +17 oC, ясно, слабый ветер.

18:24 – выехали от кафе в сторону Апатит. Сначала шел прекрасный новый асфальт, потом мы проехали через чад дорожных работ, и пошел кусок дороги, политый гудроном. По обочинам кучи щебня. Иногда на спусках он неприятно попадает под колеса велосипеда. Сильная пересеченка. Фото 67. Очень длинные и достаточно крутые подъемы. Татьяна приболела: видимо простуда.

60,0км (438,5км) – 20:00 мост через реку Вите. Встали на ночевку на правом берегу реки за автомобильным мостом. Много ровных площадок, но и мусора тоже много. Сказывается близость к оживленной трассе.

Устроили праздничный ужин по случаю успешного прохождения первого сложного этапа похода. Фото 68.

За день проехали – 60,0км

Старая лесовозная дорога – 15,5км

Асфальт – 44,5км

Набор высоты 425м

Время в пути – 5 ч 20 мин

06.08.08 г.

Подъем 8:30

t +14 oC, пасмурно, штиль.

0,0км (438,5км) выехали в 11:30. Продолжаем двигаться по шоссе. Асфальт, крутые длинные подъемы. Фото 69.

15,3км (453,8км) – 12:53 поворот на г. Апатиты. Перекур после очередного подъема. В начале пути несколько подъемов. Ближе к городу местность выполаживается.

40,3км (478,8км) – 14:41 стела «АПИТИТЫ». Фото на память. Здесь мы еже фотографировались в прошлом году. Фото 70.

43,7км (482,2км) – 15:02 магазин на окраине города. Завхоз занимается закупками продуктов – дальше до конца похода магазинов не будет. Остальные запасаются калориями на черный день. 17:19 - все куплено, выезжаем от магазина в сторону п. Хибины. Путь наш лежит, как и в прошлом году через АНОФ-2.

51,2км (489,7км) проехали территорию завода.

58,2км (496,7км) 18:15 – 18:30 устраиваем перекус на повороте на грунтовую дорогу к п. Хибины. Накрапывает дождик.

63,2км (501,7км) – 19:03 п. Хибины. Проезжаем через поселок.

65,6км (504,1км) – 19:20 дорога приводит нас к броду через р. М. Белая. Есть пешеходный навесной мостик. Фото 71. Мы перебираемся по нему на тот берег и встаем на ночевку.

65,7км (504,2км) место красивое, дров много. Уже поздно вечером выглянуло закатное солнце и окрасило верхушки елей в золотистые цвета, а Хибины стали розовыми. Очень, очень красиво. Фото 72.

За день проехали – 65,7км

Асфальт – 50,7км

Бетонка – 7,5км

Каменистая грунтовая дорога – 7,5км

Набор высоты – 608м

Время в пути – 3 ч 30 мин

07.08.08 г.

Подъем 8:00

t +15 oC, переменная облачность.

0,0км (504,2км) – 10:57 выехали. Едем по грунтовке вдоль оз. Имандра, огибая Хибины с запада. Фото 73.

На дороге много крупных камней, лужи. Периодически пересекаем ручьи и маленькие речушки. Где-то можно проехать, где-то переходим их пешком. Постоянные подъемы и спуски. Фото 74.

21,9км (526,1км) – 14:36 р. Гольцовка. Переходим по железнодорожному мосту. Рядом есть подвесной пешеходный мостик.

25,0км (529,2км) – 15:07 ст. Имандра. Едем к магазину. Продукты у нас все есть, просто хочется чем-нибудь полакомиться.

Режим работы магазина на ст. Имандра:

с 10:00 до 14:00, по средам и воскресеньям - с 11:00 до 14:00

Магазин был уже закрыт. Гаяр отправился разыскивать продавщицу. Это ему удалось. Но уговорить ее открыть магазин он не смог. Женщина на его глазах погрузилась в коляску мотоцикла и уехала на сенокос.

Мы решили пообедать, расположившись прямо на широком уютном крыльце магазина. Там и дождик переждали, который хлынул из набежавшей, невесть откуда, тучи.

16:50 - выехали с обеда.

После ст. Имандра дорога постепенно начинает уходить вправо от железной дороги и поворачивать на восток. Характер ее сильно отличается от предыдущего участка. Начинаются заболоченная местность. Местами дорога залита водой, большие лужи, торфяной грунт, крупные камни. Часто попадаются небольшие речушки. Дно в них каменистое, все проезжали в седле. Фото 75.

32,0км (536,2км) – 17:33 V-образная развилка. Едем налево.

36,6ки (540,8км) – 18:22 брод р. Маннепахкуай. Проезжаем в седле.

40,7км (544,9км) – 18:50 брод. Проезжаем в седле. Фото 76.

41,2км (545,4км) Т-образный перекресток. Едем прямо. Фото 77.

45,1км (549,3км) – 19:29 – 20:30 брод через реку Кунийок.

На подъездах к реке начался настоящий грибной дождик. Над горами появилась радуга. Фото 78.

Всем дана команда надеть неопрен и бродильную обувь. Дима с шестом и рюкзаком на плечах идет разведывать оптимальное и безопасное место для брода. Промокшая под дождем группа смотрит с замиранием сердца как он бредет по пояс в холодной воде. Речка полноводная с достаточно сильным течением. Дима без особых проблем перешел на другую сторону. Возвращаясь обратно за велосипедом, нашел место помельче. Там и прошла вся остальная группа. Шли с рюкзаками на спине, используя велосипед для опоры. На переправе Андрей поскользнулся на камне и упал в воду. Встал самостоятельно и преодолел остаток брода. Вещи были в гермомешках и не намокли. Фото 79. От брода дорога начинает подниматься вверх.

46,2км (550,4км) Т-образная развилка. Едем направо. Через некоторое время она выходит на берег оз. Гольцовое и идет вдоль берега. Фото 80. После дождя небо проясняется, выходит вечернее солнце, мягко подсвечивая окрестные горы и прозрачную спокойную воду озера. Фотографы в экстазе носятся с камерами и штативом. Фото 81.

48,8км (553,0км) дорога выходит на прибрежный песок озера. Ехать невозможно. В озеро впадает много речушек, идем пешком. Озеро шикарное. Ветра нет. Вода как зеркало. В ней отражаются горы, лес, и закатное небо в облаках. Фото 82.

50,3км (554,5км) – 21:40 идем вброд через заливы озера. Дорога затоплена полностью. Кое-где погружаемся почти по пояс. На встречу нам попадается группа джиперов. Наш вид их впечатляет. Солнце опускается все ниже и ниже и становится зябко. Вода холодная. Фото 83.

52,0км (556,2км) – 22:24 Ура!!! Мы наконец-то выбрались на сушу. Дорога начинает подниматься вверх от озера. Все быстренько сели на велосипеды и поехали греться. Осталось немного до базы КСС, а там теплый домик, русская печка, деревянные нары и баня. На завтра намечена дневка. Здесь дорога накатанная. Сначала грязноватая, потом она поднимается выше, грязи на ней уже нет, но лужи на всю ширину проезжей части.

57,7км (561,9км) – 23:0 база КСС. Фото 84. Устраиваемся в домике у спасателей (за 130 рублей с носа). В гостинице дороговато 600 рублей с человека. Заказываем на завтра баню на утро что бы помыться и постираться и вторую на вечер, что бы спокойно попариться после ударного дня.

За день проехали – 57,7км

Вездеходная дорога – 54,5км

Песок и броды через заливы озера Гольцовое – 3,2км

Набор высоты – 620м

Время в пути: 8 ч 00 мин

08.08.08 г.

Дневка.

t +10-12 oC, пасмурно, кратковременные дожди.

Подъем по желанию. В 10:00 отправились мыться в баню и стираться.

Потом каждый занимался своими делами. Кто-то отсыпался, кто-то бегал с фотоаппаратом, кто-то гулял в окрестностях базы КСС. Так приятно погулять налегке без спешки.

Дежурные приготовили праздничный ужин. По традиции прошлого года это было солянка и пирожки. Фото 85.

В 17:00 степенно отправились в баню по второму разу. Теперь просто погреться и отдохнуть.

Вечером праздничный ужин и прогулка к водопаду. Фото 86.

Все отлично отдохнули, подлечили простуду, отмылись, прогрелись. Завтра у нас тяжелый ходовой день – перевал.

09.08.08 г.

Подъем 8:00

Пасмурно, моросит дождь. К 10 часам небо стало выше, облака поднимаются, выходит солнышко t +16 oC.

0,0км (561,9км) – 11:00 выходим с базы КСС. Общее фото на фоне прошлогодней таблички нашей группы. Фото 87.

От базы едем направо по грунтовки, а затем сворачиваем налево в долину, ведущую к перевалу Ю. Рисчорр. Вездеходная дорога поднимается вверх по долине по правому берегу реки. Практически везде едим. Фото 88. 3,1км (565,0км) – 11:26 дорога переходит на левый берег реки. Идем пешком в брод. Фото 89. После брода дорога раздваивается – нам на лево, на перевал – наша дорога похуже, но ехать еще можно. Фото 90.

3,7км (565,6км) – опять брод. Фото 91. После брода дорога сильно ухудшилась – много камней и уклон становится все круче, часто приходится идти пешком. Фото 92.

5,7км (567,6км) – 12:32 после очень крутого подъема груда камней в ней закреплен Российский флаг. Фото 93. На перевале собираются тучи. Очень красиво. Фото 94.

6,4км (568,3км) – 12:58 дорога заканчивается. Начинается перевальный взлет. Надеваем рюкзаки на плечи. Тропа идет по каменистой сыпухе. Перевал скрывается в облаке. Внизу в долине, по-прежнему, светит солнышко. Все идут с рюкзаком и велосипедом. Фото 95.

Илья челноком, сначала рюкзак потом велосипед. В скорости он проигрывает остальной группе. В некоторых местах уклон до 35o. Фото 96.

7,2км (569,1км) – 14:2 вся группа на перевале Южный Рисчорр. Дима нашел тур, снял записку группы из Петербурга. На перевале ветрено, морось, туман, видимость меньше 10м. Фото 97.

На перевале нас догнала группа пешеходников из Эстонии. Ребята были удивлены, увидев велосипедистов в таком месте.

Кладем свою записку в тур и начинаем осторожно спускаться. Несмотря на туман набитая тропа хорошо видна. Проходим по снежнику Фото 98. и вскоре спускаемся. Спуск по такой же каменистой сыпухе, что и на подъеме. Группа идет кучно, в целях безопасности стараемся не растягиваться. Через некоторое время оказываемся на плато за перевалом. Ветер здесь не такой сильный. Постепенно выходим из облака. Видимость улучшается, но по-прежнему пасмурно. Здесь очень много троп. В конце концов, мы перестали обращать на них внимание, движемся без тропы. Идти не тяжело мох, мелкие камни, иногда встречаются снежные лужайки. Фото 99.Теперь мы движемся в сторону оз. Академическое. У Димы в GPS забит трек прохода до озера, стараемся от него не отклоняться. Впереди не далеко от нас идет эстонская группа. Они тоже направляются к озеру.

Туманное облако то рассеивается, то опять наползает видимость плохая.

11,5км (573,4км) – 16:50 переваливаем через отрог и спускаемся в цирк к истокам р. Каскаенюнйок. Фото 100. Все устали, отдыхаем и устраиваем перекус. В это время нас обгоняет еще одна пешеходная группа. А наши эстонцы перевалили через горку и, наверное, уже спускаются к озеру.

17:15 продолжаем движение.

Траверсом забираемся на отрог, который отделяет нас от оз. Академическое. Снова надувает туманное облако. Видимость опять ухудшается. Фото 101. Дима и Илья идут на разведку, через некоторое время они возвращаются с приятными новостями. Вся группа спускается к озеру.

13,3км (575,2км) – 18:52 хорошее место для стоянки, Гаяр и Инна даже умудрились раздобыть дрова. Вода близко. Рядом с кострищем выложено каменное солнце, видимо тоже кому-то не хватало его тепла.

Дима и Илья ушли на разведку. Нам нужна горная вездеходная дорога, которая проходит где-то недалеко от озера. Берут с собой GPS и рацию. Через некоторое время Дима связался с нами по рации и распорядился ставить лагерь. Дорогу ребята нашли, но двигаться по ней в таком тумане опасно.

20:30 ребята вернулись в лагерь. Ужин готов. Палатки поставлены.

t+6 oC, туман, сильный северный ветер. Фото 102.

Каждый в этот вечер нашел свое озеро Академическое. Кто-то в тумане принял за него речку, которая берет в нем начало, кто-то большую лужу на подходах к озеру. Утром, когда туман рассеялся, мы с удивлением обнаружили, что озеро немного дальше, чем мы рассчитывали.

Всю ночь шел дождь и дул сильный северный ветер.

За день проехали – 13,3км

Вездеходная дорога – 6,4км

Туристская тропа – 6,9км

Набор высоты – 830м

Время в пути: 3 ч 46 мин

Высота места ночевки 787м над уровнем моря.

10.08.08 г.

08:00 - t +3 oC, пасмурно, дождь барабанит по палатке, сильный северный ветер. Туман рассеялся, видимость хорошая. Фото 103.

Дима решает немного отложить подъем, в надежде, что дождь утихнет.

Встаем в 10:00 дождь слегка утих. Морось налетает зарядами.

Быстренько перекусываем чаем с бутербродами. Готовить на таком ветру – только время зря терять. Используем газовую горелку. Мимо нашего лагеря прошла эстонская группа. Ребята направляются в сторону Кировска. Они стояли лагерем на другой стороне озера. Мы пожелали друг другу удачи и попрощались. Кроме наших двух групп на другом берегу виден еще один лагерь.

0,0км (575,2км) – 12:10 брод речки вытекающей из озера.

0,9км (576,1км) - 12:47 вышли на вездеходку, которую вчера нашли ребята. Едем по ней вниз. Дорога очень красивая даже в такую плохую погоду. Всю проехали в седле за исключением особенно крутых спусков и подъемов. На дороге много крупных камней и скальных выходов породы. Фото 104.

Мешал очень сильный боковой ветер, да иногда моросил дождик. Слева от дороги мимо нас проплывает строй перевалов Ю. и С. Рисчорр, Умбозерский. Сейчас они еле видны за дождливой дымкой. А в хорошую погоду, наверное, вид просто шикарный.

7,2км (582,4км) – 13:46 перевал Куропачий. Высота 438м над уровнем моря. Фотографируемся с клубным флагом для отчетности. Фото 105.

9,5км (584,7км) – 14:30 поднимаемся на крутую горку – это г. Рыпнецк. На вершине стоит триангула.

12,5км (587,7км) – 14:50 начинается зона криволесья. Фото 106.

13,4км (588,6км) – 15:01 у Андрея спустило заднее колесо. Замена камеры.

13,7км (588,9км) спустились до зоны леса. Фото 107.

15,2км (590,4км) – 15:40 – 15:53 брод через реку Каскаенюнйок. Фото 108.

На противоположном берегу находим кострище с остатками дров. Устраиваем поздний завтрак-обед. Сушимся. Греемся.

С обеда выехали в 17:50. Заброшенная лесовозная дорога. Первый километр полтора сплошные лужи и грязь, потом дорога начинает подниматься вверх и становиться суше. Вскоре дорога выходит к р. Тульйок, и идет по ее левому берегу. Фото 109.

23,1км (598,3км) – 19:00 – 20:45 брод через р. Тульйок. Вешаем перила. Фото 110.

23,6км (598,8км) – 20:50 сначала глубокая лужа, а потом брод через небольшую речушку. Фото 111.

26,1км (601,3км) – брод через набольшую речушку.

27,3км (602,5км) – 21:30 встали на ночевку, на берегу оз. Умбозера, на красивой песчаной косе. Фото 112.

За день проехали – 27,3км

Заброшенная лесовозная дорога – 12,1км

Вездеходная дорога – 14,4км

Туристская тропа – 0,9км

Набор высоты – 270м

Время в пути: 4 ч 42 мин

11.08.08 г.

Подъем в 09:00

t +9 oC, пасмурно, слабый ветер.

Горы Ловозерские тундры полностью закрыты тучами. Идти в такую погоду на перевал Геологов, с его 200 метровыми обрывами опасно, да и не увидишь всех красот, а время переждать погоду не хватает – скоро на поезд.

Принимаем решение сделать полудневку, и двигаться к Апатитам, через Коашву. Фото 113.

0,0км (602,5км) – 12:50 выезжаем на дорогу.

Едем уже знакомой по прошлому году дорогой, по берегу Умбозера к Восточному руднику. Фото 114.

Продолжается грунтовка с довольно большим перепадом высот. Фото 115. Андрей начинает отставать. Говорит, что приболел. Слабость. Медик – Инна его срочно подкармливает сладостями и витаминами.

12,9км (615,4км) – 14:5 мост через реку. Начинается грейдер. Фото 116.

20,0км (622,5км) – 15:30 подъехали к Восточному руднику. Фото 117. От него продолжили движение по грейдеру, не стали выбираться на бетонку как в прошлом году, так как проход был перекопан глубокой траншеей. Грейдер идет параллельно бетонки на некотором отдалении через лес и небольшие болотца. По пути встречается много самосвалов, а иногда и легковушки. Качество дороги нормальное. Все проезжается в седле.

23,7км (626,2км) – 16:01 мост через речку.

24,5км (627,0км) – мост через ручей на половину вправо отходит равноценная по состоянию дорога. За кустами очистные сооружения. Нам встречается машина, водитель говорит, что к Коашве надо ехать направо. Сворачиваем, проезжаем мимо проходной и через некоторое время попадаем в поселок. По пути встречаем пассажирский автобус на Апатиты.

26,1км (628,6км) – началась бетонка по поселку.

26,9км (629,4км) – 16:55 подъехали к магазину. Закупаем продукты.

17:35 выехали от магазина.

29,0км (631,5км) – выехали на бетонку и повернули налево в сторону г. Апатиты.

33,0км (634,5км) – 18:00 - 18:26 остановились на перекус.

t +15 oC, пасмурно, слабый ветер.

50,1км (652,6км) – начался асфальт.

61,0км (663,5км) – Т-образный перекресток с шоссе Кировск – Апатиты. Поворачиваем налево.

64,0км (666,5км) – 20:30 после долгих поисков встаем на заброшенном аэродроме слева от дороги. Недалеко есть окультуренный родник. По краю летного поля течет ручей. Место ровное. Дрова нашлись. Покусывает мошка. Заключительный ужин в походных условиях отметили пловом. Фото 118.

За день проехали – 64,0км

Лесовозная дорога – 12,9км

Грейдер – 13,2км

Бетонка – 24,0км

Асфальт – 13,9км

Набор высоты – 655м

Время в пути – 4 ч 56 мин

12.08.08 г.

Подъем в 08:00

t +11 oC, пасмурно, дождь.

0,0км (666,5км) – выехали в 11:10.

5,8км (672,3км) – 11:30 Апатиты. Накрапывает дождь.

На окраине города поймали рабочего, который только что вылез из какого-то колодца и ошарашили его вопросом: «Как проехать к бане?». Оказалось, что она совсем рядом. Гаяр пошел на разведку. Баня не работала, но нас пустили на 4 часа в сауну, которая находится с ней в одном здании. Большое спасибо работникам бани, что пустили нас помыться в свой выходной день.

12:30 - 17:20 – банно-прачечные процедуры. Фото 119.

Адрес городской бани г. Апатиты, как нам сказали, единственной в городе:

ул. Энергетическая, 29 А. Работает по определенным дням, но при ней есть шикарная сауна на 8 человек с двумя парилками (с веником и без веника), бассейном и душем.

t +15 oC, пасмурно.

После бани, заехали на почту отправить телеграмму. Потом пообедали в кафе «Дружба», при универсаме. Очень вкусно кормят, но атмосфера суетливая из-за того, что оно находится в конце торгового зала. Здесь мы встретились с нашей эстонской группой. Очень было приятно снова увидеться. Хорошие ребята.

18,8км (685,3км) – 21:20 приехали на вокзал.

23:50 погрузились в поезд № 015 Мурманск – Москва

За день проехали – 18,8км

Асфальт – 18,8км

Набор высоты – 153м

Время в пути – 1 ч 12 мин

13.08.08 г.

Мелкие дорожно-железнодорожные радости. Фото 120.

14.08.08 г.

6:50 – прибыли в Москву. Общее фото на фоне поезда. Расстаемся. Все, этот поход закончен, защищаем отчёт и начинаем готовиться к новому.



читать полный отчет




смотреть полный фотоальбом












































































































































































































Главная | Новости | Календарь | Лоция | Летописи | Багажный отсек | Фотоальбомы | Мастер-класс | Велошкола | О клубе | ФОРУМ |
© Велотурист.ру, 2000-2017. Все права защищены