По Южному Уралу 2009Категория сложности: 3 Маршрутная книжка: № 1/5 – 304 (ЦМКК) Район: Южный Урал, Челябинская обл. Маршрут: Усть-Катав – Катав-Ивановск – Верх. Катав – ур.Двойниши – Верхнеаршинский – Николаевка – Зимовье – Иремель – Тюлюк – Сибирка – Зюраткуль – Куваши – Златоуст – Сыростан – Миасс – оз.Тургояк – Новоандреевка – оз.Терень-Куль – Карабаш – оз.Увильды – Губернское – Кузяшева – Кременкуль – Челябинск. Время проведения: 17-28 августа Ходовых дней: 12 Протяженность маршрута, км: 453 Количество участников: 6 Руководитель: Рудягин Алексей Петрович СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
Группа туристов Московского клуба велотуристов в составе 6 человек совершила с 17 августа по 28 августа 2009 г. велосипедный поход третьей категории сложности на Южном Урале по маршруту: Усть-Катав – Катав-Ивановск – Верхний Катав – ур.Двойниши – долина р.Куткурка – Юрюзань – Меседа – Тюлюк – гор.Бол.Иремель – Тюлюк – Ур.Три Вершины – хр.Москаль – Зюраткуль – Златоуст – Сыростан – Миасс – ос.Вера – Тургояк – оз.Кысыкуль – ст.Тургояк – Челябинск.
Протяженность активной части – 453,2 км Из них: по асфальту – 157,7км по гравийным и грунтовым дорогам – 162,9 км по тропам и заросшим дорогам – 132,6 км
Общая продолжительность похода – 12 дней Количество ходовых дней – 12 дней Плюс переезд на поезде - 4 дня
Определяющие препятствия маршрута.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА Южный Урал — наиболее широкая южная часть Уральских гор, протянувшихся с Севера на Юг более чем на 2500 км. Справочная информация: Урал Урал (ср. каз. Арал и монг. Арал - остров) — географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге в виде 100—400 км полосы: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины .
• ЮЖНЫЙ УРАЛ — - часть Урала к югу от широтного участка р. Уфа. Высота 1640 м (г. Ямантау). Ширина (за счет предгорий) до 250 км. На восточных склонах преобладают горные степи, выше - светлохвойные леса, на западных - темнохвойные… (Большой Энциклопедический словарь) • Южный Урал — часть Урала, протягивающаяся от р. Уфы (в районе г. Нижнего Уфалея) до р. Урал. Длина 550 км. Высота до 1640 м (г. Ямантау). Наиболее высокая и сильно расширенная часть Ю. У. сложена кварцитами, гнейсами, кристаллическими сланцами. Большая… (Большая советская энциклопедия) Вершины: • Ямантау (1640 м) • Большой Иремель(1582 м) • Большой Шелом (1427 м) • Нургуш (1406 м) • Круглица (1168 м) • Откликной Гребень(1155 м)
Геологическое строение Геологическое строение Южного Урала отличается значительной сложностью, что определяется длительной геологической историей формирования Уральской горной страны. Ученые полагают, что в конце протерозоя на территории Урала существовал обширный океан. На дне океана активно развивались тектонические и вулканические процессы. Возникшие островные дуги, окраинные моря и острова послужили местом развития пышной растительности. Низшие растения, плауны, папоротники, хвощи достигали огромного развития. Остатки их, накопившиеся в лагунах, послужили в будущем материалом для образования каменноугольных бассейнов: Полтаво-Брединского, Еманжелинского и др. По трещинам в земной коре, которые возникали вдоль осей этих островов, проявлялся вулканизм. Вместе с лавой к земной поверхности поднимались ценнейшие металлические элементы: платина, золото, хром, магний, магнитные железняки. С подводным вулканизмом связано также образование знаменитых уральских яшм, месторождения которых начинаются в районе Миасса и распространяются далеко на юг. Характерной особенностью Южного Урала является выдержанность направления основных тектонических структур и разделяющих их крупных глубинных разломов, которые на многие сотни километров тянутся в меридиональном направлении. В горной части формы рельефа совпадают с геологическими структурами, преобладает прямое их соотношение, хребты приурочены к антиклинальным структурам, а понижение между ними — к синклинальным. Складчатые сооружения Южного Урала отделены от Русской платформы системой глубоких, заполненных пермскими отложениями, впадин Предуральского краевого прогиба. Среди пермских отложений широко распространены известняки, доломиты, мергели, песчаники. В рельефе этим впадинам соответствуют депрессии и низменности. Современные горные сооружения Южного Урала представляют лишь малую часть древней складчатой горной страны, которая охватывала всю территорию Челябинской области и простирались на востоке за её пределы.[1] Гора Иремель — символ красоты Южного Урала. Восхождение на Иремель -незабываемое ощущение, которое можно получить только в наших горах! Свежесть таежного воздуха, отражение солнца в брызгах горной воды! Небеса над вершинами… Уральские горы при рождении Земли были самими высокими на планете. В каждом камне хранится Память о былом величии. Горы притягивают своей красотой, теплым обаянием мощных замшелых скал и чистым светом высокогорья. Все это создано для человека. Создано для Вас!
Белорецкая узкоколейная железная дорога. Послесловие В самом центре южноуральских гор, на примерно равноудалённом расстоянии от Уфы, Магнитогорска, Златоуста находится старинный город Белорецк.
Ещё совсем недавно городок был центром разветвлённой железнодорожной сети узкой колеи, раскинувшейся по горам и долам уральской страны. Белорецкая Узкоколейная Железная Дорога, соединившая Белорецк с транссибирской магистралью в 1912 году, нынче стала недавней страницей истории. Решение о разборке рельсов было принято в 2002 году, хотя поезда изредка ещё ходили из Белорецка до станции Тирлян вплоть до 2005 г. Её существование наложило глубокий отпечаток на образ жизни местного населения, позволило превратить Белоречье в уникальный, неповторимый уголок не только России, но и всего мира. Она не просто связала между собой несколько географических точек на карте, а соединила воедино в некий симбиоз историческое наследие первых русских горнопромышленников, ландшафты Седого Урала, мироощущение и традиции горнозаводского люда. Как никакой другой элемент индустриального ландшафта узкоколейка органично вписывалась в пейзаж Белоречья, и теперь, без неё, этот край частично лишился изрядной доли своей индивидуальности и колоритности. В конце 19-го, начале 20-го веков горная часть Южного Урала была заселена значительно плотнее, чем даже сейчас, в начале века 21-го. Кипела жизнь в многочисленных деревеньках. Люди занимались выжигом угля, заготовкой леса, охотничьим промыслом, разводили скот. В глухой, как кажется ныне, тайге существовали многочисленные выселки, хуторки, лесные заимки, угольные печи и охотничьи избы. Торговый дом "Вогау и К°", владеющий на стыке веков белорецкими заводами, начинает в 1909 году прокладку через горы узкоколейной железной дороги, которая должна соединить быстроразвивающийся край с главной транспортной артерией России. За три года был построен через горы участок Катав-Ивановск - Белорецк, длиною 150 км. В 1912-1914 годах силами наёмных китайских рабочих была построена 16-ти километровая ветка до Журболота, где добывали торф.
Появление железной дороги в Белоречье придало огромный импульс развитию края. Резко выросло значение посёлка Белорецкий Завод. После революции строительство продолжилось. В 1924 году была открыта линия до Тукана, одного из центров добычи железной руды. Всерьёз рассматривалась возможность строительства железной дороги до горы Магнитной - основного места добычи железной руды для Белорецкого Завода. И даже начато строительство на этом направлении. Но советское правительство принимает решение о строительстве нового завода и города рядом с ним у горы Магнитной - Магнитогорска. В 1926 году заводской поселок был преобразован в город Белорецк. В начале 1930-х годов вступила в строй узкоколейка от станции Ишля, находящейся на ветке Белорецк - Тукан, до посёлка Инзер. По ней на завод поставлялся известняк и лес. Так Белорецк стал центром огромной железнодорожной сети, раскинувшейся в лесах и горных распадках красивейших мест Южного Урала (общая протяжённость узкоколейки была около 300 километров).
И "столицей" горнометаллургической "империи". Белорецкий завод превратился в Белорецкий Металлургический Комбинат (БМК) - в производство с полным циклом - от горнорудной добычи до сортопроката. Тирлян, Инзер, Тукан... - в этих рабочих посёлках, отдалённых от города на десятки километров, находились отдельные подразделения БМК, так, к примеру, в Тирляне - Тирлянское Листопрокатное Производство - ТЛП. БЖД - белорецкая узкоколейная железная дорога (железнодорожный цех) - была полноправным и весьма важным подразделением комбината, на ней трудились и её обслуживали тысячи трудящихся. Поезда отправлялись каждые два часа. Существовало и пассажирское сообщение. Жители многочисленных пристанционных посёлков называли дорогу не иначе, как "Кормилица", а сами поезда ласково именовали "Кукушка". И действительно, было в этих составах из деревянных пассажирских вагончиков, "товарных", цистерн и платформ, ведомых паровозиками (а позднее тепловозиками) что-то милое и по-детски непосредственное, уютное и трогательное. Наверное, существует какое-то подсознательное "золотое сечение" - соотношение между человеком, его восприятием размеров вещей, габаритами узкоколейной техники и масштабами уральских ландшафтов, соотношение, создающее некое чувство гармонии в восприятии узкоколейки как артефакта. В 1967 году, после того как Белорецк соединился с Магнитогорском ширококолейной ж/д веткой, в руководстве МПС, в чьём ведомстве находился отрезок БЖД Запрудовка - 87 км, было принято решение о ликвидации этого участка. На самом трудном, но и живописном отрезке, длиной 87 км, рельсы разобрали. Это, по сути, было началом конца. Конца не только БЖД, но, в общем-то, и того уклада жизни жителей горной части Южного Урала, которым они жили последние лет 100. Обезлюдело сразу несколько посёлков. Следующим событием, подстегнувшим урбанизацию района, послужило секретнейшее строительство сверхсекретного объекта внутри горы Ямантау и образование Южноуральского заповедника. Жителей нескольких деревень, невольно оказавшихся на территории заповедника, в добровольно-принудительном порядке переселили. В социалистические времена техническое переоснащение индустриальных предприятий проходило крайне медленно. Заводы и фабрики могли десятилетиями работать на старом оборудовании, выдавая морально устаревший валовый продукт. И в сложившихся в 60-х - 80-х годах условиях хозяйствования существование архаичной узкоколейки вполне себя оправдывало. В 1977 году Белорецк наконец-таки соединяется с Уфой железной дорогой обычной колеи, которая частично проходит по полотну теперь уже разобранной ветки узкоколейки Белорецк - Инзер. И от БЖД осталось практически лишь два направления - Белорецк-Тирлян-87-ой и Белорецк-Ишля-Тукан. В Тирляне находилось сортовое производство и вагоноремонтное депо, в Тукане - рудник. Начавшийся разрабатываться в 50-х годах рудник в Верхнеаршинске вскоре забросили, а узкоколейка сохранилась лишь благодаря тому, что многотысячный посёлок оказался "медвежьим углом" и никакого другого сообщения (кроме как тележного по лесной дороге с Николаевкой) сюда просто не было. В конце 80-х Верхнеаршинск был соединён с Николаевкой (а значит и с Тирляном и Белорецком) грейдерной дорогой. Был реконструирован и участок бывшего полотна узкоколейки (ставший также грейдерной дорогой) от этого посёлка до Верхнего Катава. И, несмотря на то, что проходил он по территории заповедника, этим участком всё же эпизодически пользовались для вывоза леса с делянок, расположенных на границе Челябинской области и Башкирии в районе села Александровка. Ветка Тирлян-87км всё больше приходила в упадок. Часты стали отмены поездов (а поезд представлял собой обычно только тепловоз с одним пассажирским вагоном). Лишь во время покосов (середина июля - первое сентября), "по многочисленным просьбам трудящихся", к пассажирскому вагону прицепляли несколько платформ и теплушек (товарных вагонов). Ходил такой "покосный" поезд каждый день - утром до 87-го и вечером обратно, до Тирляна, собирая покосников. БМК в последнее десятилетие 20 века нёс на себе огромную социальную ответственность перед населением Белоречья, содержа затратную узкоколейку. Сотни рабочих мест, какое-никакое пассажирское сообщение между Белорецком и отдалёнными посёлками-спутниками. Никто не мог себе представить этот край без "кукушки". Но время неумолимо. Сначала перестройка, затем гайдаровские реформы, а затем и экологическая катастрофа - прорыв тирлянского водохранилища и остановка (точнее прекращение существования тирлянского листопрокатного производства) окончательно ввело БМК в экономический ступор. В таком состоянии БМК был куплен промышленной группой МЕЧЕЛ из Челябинска. Приезжие "варяги" взяли курс на перевооружение комбината, но, увы!, места для железнодорожного цеха в их "бизнес плане" не нашлось. Да оно и понятно - с экономической точки зрения узкоколейка себя давно изжила, но новые руководители не представляют, что значит для Урала да и планеты в целом Белорецкая Железная Дорога. Это исторический памятник мирового значения, достойный защиты ЮНЕСКО. По свидетельству специалистов - аналогов подобной ж/д сети в Европе и Сев. Америке не осталось. Для МЕЧЕЛа же это всего лишь полусгнившие деревянные шпалы и железные рельсы, ещё могущие принести пользу в качестве металлолома. И, в общем-то, не их в этом вина. У них задача иная - реанимация комбината, его техническое перевооружение, получение прибыли, ну и как следствие (всё-таки хочется надеяться) - возрождение Белорецка в несколько новом качестве. Население Белоречья было деморализовано экономическим упадком 90-х годов, ученые-историки в Москве и Уфе попросту прошляпили важность текущего момента и не встали на защиту этого памятника истории техники (хотя я даже не представляю, кто конкретно мог бы это сделать). Не нашлось никого, кто бы взбудоражил общественность, навёл мосты между руководством МЕЧЕЛа и башкортостанскими властными структурами, академиями наук, международными культурными организациями. Лишь исследователь железных дорог С. Болашенко что-то пытался предпринять в этом направлении. Хотя казалось, ещё несколько лет терпения и в конце первого десятилетия нового века на волне экономического подъёма в России у БЖД мог появиться хотя бы мизерный шанс получить статус памятника. Можно было бы сохранить, по меньшей мере, участок Белорецк - Тирлян. Насколько органична была узкоколейка в жизни людей, населяющих этот край, свидетельствует хотя бы тот факт, что уже даже после того, как ветка Тирлян- 87 км (Верхнеаршинский) не работала несколько лет, не было разворовано ни единого метра рельсового полотна! У людей даже в годы экономической разрухи и бедствования села не поднималась рука на такое дело. Но в 2002 году владельцы МЕЧЕЛа решили ликвидировать узкоколейку. Разбор происходил несколько лет только в тёплое время года. Сначала разобрали участок Тирлян-87-ой, затем Белорецк-Тукан. В 2006 настала очередь ветки до Тирляна.
И в июле 2007 года были разобраны последние рельсы на территории БМК, которые вместе со всем подвижным составом были отправлены на переплавку. Вот такой вот "Вишнёвый Сад". Конечно, разумом понимаешь, что у узкоколейки как производственного объекта нет будущего, что "кролики - это не только ценный мех..." - рельсы - это металлолом, могущий принести какую-никакую прибыль. Что даже просто постановка МЕЧЕЛом перед компетентными структурами, то есть государством, республиканскими властями, учёной элитой и т. п., вопроса о придании БЖД статуса исторического памятника не есть его обязанность. Что некому из предпринимателей выкупить или взять в аренду узкоколейку для развития турбизнеса, да и государство не готово содержать такой музей под открытым небом. Что "если всё оставить как есть - то разворуют"... Но... у всех кому дорога была близка, в душе осталось щемящее чувство несправедливости (неправильности) произошедшего. Осталось ощущение какой-то гадливости от этой мечеловской рачительности - подобрали всё до последнего костыля, всё до последней тепловозной гайки и сдали в металлолом... Представьте себе некую древнюю крепость, руины. И вот власти муниципалитета близлежащего городка, на чьей территории и лежат эти руины, решают разбирать развалины на кирпичи и строить из них новые дома, объясняя это необходимостью улучшения жилищных условий жителям. Как мне кажется, произошло нечто подобное. На топокарте-километровке Генерального Штаба, изданной ещё в 70-е годы, и до сих пор используемой туристами в планировании своих походов по Южному Уралу, узкоколейка показана чёрной ниткой. В последние годы эта петляющая чёрная нить уже не существующей дороги всё больше привлекает внимание путешественников. Люди, кто на велосипедах, кто на лыжах, а кто и пешком; кто частично, а кто и от самого Катав-Ивановска до Белорецка прокладывают свои маршруты по полотну бывшей узкоколейки. Их привлекает красота южноуральских горных ландшафтов, которую предыдущие поколения могли наблюдать из окон проходящих поездов. Им хочется понять и быть причастным, хотя бы в путешествии, к этому уникальному творению инженерной мысли. Проникнуться духом горнозаводской эпохи в истории Южного Урала. Восхититься трудолюбию и настойчивости людей, проложивших этот путь среди покрытых тайгой горных склонов. Их не останавливает даже то, что часть бывшей УЖД сейчас находится на территории Южноуральского заповедника.
Южный Урал Наиболее разнообразен по природным условиям. Здесь проходит граница двух природных зон — лесной и степной. Более полно представлена высотная поясность — от степей до гольцовых тундр. Кроме того, существенные различия и в тектоническом строении, и в климатических условиях наблюдаются между Предуральем и Зауральем. Отчётливо выражена асимметрия западного и восточного склонов Урала. На запад к Русской равнине горы снижаются постепенно. Невысокие хребты и гряды с пологими склонами переходят в увалы и холмистые возвышенные равнины Предуралья. На восток горы круто обрываются к низким предгорьям Зауралья. Поскольку Уральские горы — это преграда на пути атлантических воздушных масс, Предуралье и Зауралье получают различное количество осадков. Предуралье увлажнено значительно лучше, осадков здесь на 150—200 мм больше. Климат Предуралья менее суров по сравнению с климатом Зауралья. Поэтому в Предуралье распространены еловые леса, а в Зауралье с более континентальным климатом — лиственницы. В Предуралье много мелких озёр. Озёра Зауралья мелководны, непроточны и часто имеют слабосоленую воду. Рек гораздо больше в Предуралье. Таким образом, Предуралье — это как бы продолжение Европейской равнины, а Зауралье — переход к суровой Сибири. В лесной части Южного Урала известны Бакальское и Кусинское месторождения железных руд, медные руды Карабаша. Здесь расположены старейшие на Урале районы металлургии — Златоуст и Белорецк. Южнее разрабатывают рудные месторождения Медногорска и Халиловские, медные руды Гая, орские яшмы, асбест.
Зюраткуль Национальный парк Челябинская область, Саткинский район
История основания
Самое высокогорное озеро Урала (724 метра над уровнем моря) – Зюраткуль - дает название одноименному парку, на территории которого оно расположено. Эти земли начали осваиваться очень давно – на берегах озера открыты стоянки человека каменного века, в том числе остатки древних жилищ. Не менее 3000 лет старой Казанской дороге, которой пользовались многие воинственные племена, пересекавшие горы. Национальный парк был образован здесь в 1993 году для сохранения природных объектов, ценных с экологической и эстетической точек зрения, для организации рекреации, исключающей ущерб природным объектам, то есть экотуризма.
Физико-географические особенности
Парк расположен в наиболее высокогорной части Южного Урала. Рельеф гористый, сильно пересеченный долинами рек и мелких речек. Хребет Нургуш, расположенный в центральной части парка, является третьим по высоте на Южном Урале, его наивысшая точка - 1406,2 метров над уровнем моря. Многие реки заповедника несут свои воды из горных родников, оттого они так чисты и прозрачны. Некоторые из этих речек являются памятниками природы: Большая Калагаза, Березяк, и Большая Сатка в верховьях и низовьях. Климат района - умеренно-континентальный, для него характерна большая годовая амплитуда колебаний температур. Средняя температура июля равна +16,6ºС, января -16ºС. Абсолютный максимум температур достигает +38ºС, абсолютный минимум –50ºС.
Разнообразие флоры и фауны Горный рельеф территории национального парка определяет наличие здесь высотных поясов: темнохвойных лесов, субальпийских и альпийских лугов и горных тундр. Почти половина видов сосудистых растений подгольцового пояса - эндемики и реликты. Это горец альпийский, цицербита уральская, валериана лекарственная, хвощ лесной, луговик дернистый, таволга вязолистная, голубика, незабудка азиатская. Из эндемиков Южного Урала здесь растут лаготис уральский, цицербита уральская, крестовник Игошиной, ястребинка Крылова, качим уральский, соссюрея уральская и другие. Леса из лиственницы, реликт доледниковой эпохи, являются ботанической достопримечательностью парка. На охраняемой территории зарегистрировано 46 видов млекопитающих, и 160 видов птиц. Среди позвоночных животных преобладают виды, характерные для лесной зоны Урала: белка, лесная куница, медведь, рысь, косуля, тетерев, рябчик, вальдшнеп, желна, и другие. Из числа видов птиц, занесенных в Красную книгу России, в парке отмечен беркут. Озеро Зюраткуль богато рыбой. В нем водятся щука, налим, окунь, язь, плотва. Успешно акклиматизировались такие ценные рыбы, как сиг, рипус, лещ.
Что смотреть
В национальном парке разработано и обустроено множество маршрутов, пройдя которые вы познакомитесь с жемчужиной парка – озером Зюраткуль, полюбуетесь водопадами Алексеевского лога, подниметесь на солнечные вершины и спуститесь в сумрачные пещеры. В парке вы сможете мирно посидеть на берегу с удочкой и пронестись сломя голову по лесным дорогам на горном велосипеде, прогуляться по ягодному лесу и спустится в половодье по горным рекам. Помимо перечисленных ранее, на территории парка будет любопытно осмотреть такие памятники природы, как скальный комплекс "Зюраткульские столбы", скальный останец "Гребешок" на реке Березняк, артезианский источник Фонтан и многие другие чудеса природы.
Административно-территориальное деление Южный Урал находится на территории двух федеральных округов — Приволжского и Уральского и трёх субъектов федерации Башкортостана, Оренбургской, Курганской и Челябинской областей. Нередко понятие «Южный Урал» используется как синоним Челябинской области, а столицей Южного Урала называют Челябинск.
ЦЕЛИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА Группы в составе 6 человек Московского клуба велотуристов, совершавшая поход в районе Южного Урала, ставила своей целью как совершенствование в практике велотуризма, так и посещение интересных, новых мест. Знакомство с миром прекрасного. Так как группа состояла из хорошо подготовленных участников, а так же имели опыт совместного похода прошедшего в Июне месяце в Крыму, было решено провести поход III КС. На намеченном маршруте можно пройти практически все виды велосипедных локальных препятствий. Горные препятствия и траверсы хребтов имеют затяжные подъемы по горным грунтовым дорогам, а так же спуски по крутым склонам. На участке маршрута в урочище Красная поляна, траверса хребта Москаль и вдоль берега оз. Зюраткуль проходило движение по зарастающей кустарником, деревьями лесовозной дороге осложненной большим количеством мелких локальных препятствий ( броды, поваленные поперек деревья, подъемы по крутым тропам). Двигаясь вдоль берега оз. Тургояк, группа преодолевала каменистые дороги в сильно пересечённой местности. В итоге осуществлялась подготовка к более сложным походам, а так же ознакомление с историческими, необычными природными, культурными достопримечательностями. Маршрут в основном проходил в горной и сильнопересеченной местности. Первоначально состоял из двух этапов. Первый в так называемой горнозаводской зоне от Усть – Катава до Миасса. Маршрут прокладывался в местности с минимальным автомобильным движением, но довольно интенсивно посещаемой пешими и велотуристами. Второй этап должен был пройти по равнинной, без перепадов высот местности. От оз. Увильды до г. Челябинска. Он как бы являлся завершающим и был простым по рельефу местности и покрытию дорог. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА (время местное) 15 Августа – Выехали из Москвы на поезде 392 Москва- Челябинск в 15:15 (по Москве) с Казанского вкз по расписанию. Путь до станции Усть-Катав прошел без осложнений и задержек.
17 Августа (1 ДЕНЬ маршрута) – В 4:32(местное) прибыли на ст. Усть - Катав. После выгрузки, сборки и регулировки велосипедов, сготовив чай на газу и позавтракав вышли на маршрут. В МКК послоно сообщение СМС на тел. 8 903 593 6745 0 км - 7:25 – Отъехали от ст. Усть - Катав. АСФАЛЬТ.Взяли курс на г.Катав – Ивановск. Сфотографировавшись на фоне городского пруда, ринулись в крутую гору. Далее – к выезду по указателям на К.- Ивановск . 6,5 км - 9:10 – Перекрёсток с трассой М – 5. Нам через неё прямо, на Орловку. 10,7км -10:15 – Купили в последних домах Орловки домашнюю сметану, молоко. Сразу за деревней – подъём 3,5 км. 11:30 – Начался дождь переменной интенсивности. 27 км – 13:15 - Фото на фоне указателя Катав – Ивановск. К нам присоединились три велотуриста из Москвы – Илясов Сергей, Кучинский Никита и Пенега Вероника. Нас теперь – 9 человек. 34 км - 14:10 – Ливень, обед в кафе. Зашли в Администразию города . Там нам объяснили, что запрет с посещения Ю.- Уральского заповедника снят. Видимо шутили. Конец АСФАЛЬТА. Начало хорошей гравийной дороги. 54 км - 17:15 – Верх. Катав . Посёлок – справа , в него не заезжаем. Мост через р. Катав. За ним через 300 м. поворот направо в жуткую грязь – бывшая узкоколейка в заповедник. 66,8км - 19:15 – Указатель Ю-У заповедника. «Вход и въезд запрещён!» Рядом – навес с лавочками. Ливень – дождь. +15 С. 67,5 км - 19:55 - Урочище Двойниши . Кордон, домик егеря. Приехали какие-то люди в военизированной униформе. Решили переночевать на кордоне . После разбирательств с подъехавшими позже «начальниками в штатском», мы всё же легли спать на сеновале . Там сухо. 24:45 – отбой.
Всего пройдено – 67,5 км: Асфальт – 13,3 км Щебенка, грейдер – 42,2 км Каменистая грунтовая дорога – 12 км Время в пути – 5:31 ч. Средняя скорость – 12,4 км/ч Температура днём - +17- +13 С.
18 Августа (2 день маршрута) – 8:00 – Подъем, завтрак. Солнце. +13 С. 11:00 – Для ускорения нашего выхода с территории заповедника всю группу с трудом погрузили на «буханку» вместе со всеми велосипедами и довезли до начала «узкоколейки». 13:05 – Сборка велосипедов, регулировка. Очистка от вчерашней грязи. Обед – перекус. 67,5км (0 км)- 15:07 – Стартуем от «узкоколейки» вправо по вчерашней неплохой профилированной гравийной дороге. 76,7 км (9,2км) - 16:43 - Сворачиваем направо на лесовозную дорогу в поисках кратчайшего пути до п. Меседа. Подъём к горе Абрахманова. 86,9 км (19,4 км)– 18:20 – Ещё раз сворачиваем направо на лесовозную дорогу. Вначале дорога была сухой и проезжаемой. 87,3 км (19,8 км) - 18:42 – Грязь, глубокие колеи. Дорога превратилась в разбитую лесовозную используемую. 89,9 км (22,4 км) - 19:47 - На сухом месте у развилки дорог останавливаемся. Ведём разведки по обоим направлениям. Тупики. Разбиваем лагерь. Ночлег.
Всего пройдено за день – 22,4 км.(34,4 км) ( На автомобиле - 10 км) Щебёнка, грунт – 19,4 км Лесовозная исп. дорога – 3 км. Время в пути -2:25 ч.(3:25) Средняя скорость – 10,1 Температура днём - +22 С.
19 Август (3 день в пути ) 8:00 – Подъём, завтрак, проверка велосипедов. Поздравление Игнатьевой Оксаны с Днём Рождения. Куча надувных шариков надутых всеми участниками похода (именинник спал). Праздничный завтрак в «тупике». 10:00 – Выход на разведку дорог. Все видимые ответвления заканчиваются ничем. Принимаем решение вернуться на грейдер. 13:00 - Обед. 14:35 – Выход. Возвращаемся 3 км по колеям лесовозов на дорогу. 93 км (3,1 км) – Вышли на гравийную дорогу. Проехали по ней 4 км. 97 км (7,1 км) - Свернули вправо на укатанную гравийную дорогу. Через 1,5 км она раздвоилась, провели разведку по правой дороге – там тупик старой лесовозной дороги. Двинулись дальше. 99 км (9,1 км) – В очередной раз дорога раздвоилась. Сходили на разведку в обоих направлениях. Решили пойти по правой, идущей вниз с хребта в правильном для нас направлении, совпадающим с данными карт. Дорога становится зарастающей, с глубокими колеями. С трудом продираемся через заросли. 100,2 км (10,3 км) 19:20 - То, что должно быть дорогой, постепенно поворачивает вправо и исчезает. Встаём на ночлег , а трое участников похода во главе со штурманом идут на разведку к реке Куткурка, до р. Юрюзань. Дороги ведущей по карте к п. Меседа не обнаружено.
Всего пройдено за день – 10,3 км Щебёнка – 4,2 км Заросшая лесовозная дорога – 6,1 км. Время в пути – 1:41 ч. Средняя скорость – 6 Солнечно, Температура днём - +23 С.
20 Августа (4 день в пути) 7:00 – Подъём , завтрак. Туман. 10:00 – Выход на маршрут. Возвращаемся назад на гравийную дорогу. 102,2 км ( 3 км) – Вышли на вчерашнюю гравийную дорогу. 106,7 км (6,5 км) - По дороге спустились к Екатериновке. Это один дом стоящий в красивой долине речки Б.Абдрахманов. Направо по дороге доехали до брода через речушку. Справа – р. Юрюзань, встали на обед на её берегу. 108,7 км (8,5 км) 16:00 – Выходим на грязную лесовозную дорогу идущую по левому берегу р. Юрюзань. 118,2 км (18 км) 18:15 – Вышли на АСФАЛЬТ! Сфотографировались обрадовано на чудесном покрытии . Вышли из грязи. Но через 300 м упираемся в колючку запретки. Часовые объяснили, что в Трёхгорный нас не пропустят, но есть объездная лесная дорога по горам. 122,2 км (22 км) – Выехали с другой стороны запретки к КПП. По асфальту едем к г. Юрюзань. 127,2 км (27 км) – Подъехали к АЗС на трассе К.- Ивановск – Юрюзань. Перекусив у магазина, созвонились с гостиницей «Жемчужина». Напротив АЗС – рекламный щит гостиницы. Решаем остановиться в гостинице. 129,1 км (28,9 км) 21:00 – Останавливаемся на ночлег в пос. Совхозный, в гостинице «Лесная Жемчужина».
Всего пройдено за день – 28,9 км По асфальту - 5 км. Щебёночная дор. – 10 км Колейная, используемая лесовозная дорога – 13,9 км Время в пути – 3:27ч. Средняя скорость – 8,3 Солнечно. Температура днём - +23 С.
21 Августа (5 день в пути) 9:00 – Подъём , завтрак в кафе гостиницы, приведение в порядок велосипедов: очистка от грязи, смазка, мелкий ремонт. 129,1 км ( 0 ) 12:00 – Выезд в сторону г. Юрюзань. 133,3 км (4,2 км) – г. Юрюзань. Проезжаем по пригороду, чуть заезжая в город. Закупаем продукты и едем к Красной Горке, там дорога на Меседу и далее на Тюлюк, Иремель. 138,7 км (9,6 км) 13:30 – Выезжаем на трассу ведущую из Трёхгорного на М-5. Нам направо. Движение транспорта слабое, дорога отличная. 163,2 км (34,1 км) 16:20 – За п. Меседа – обед с чаем. Сошли с дороги, в долине справа от дороги – чистая речушка. Асфальт закончился, пошла хорошая гравийная дорога. 192,4 км (63,3 км) 20:10 - п. Тюлюк. Покупаем продукты. Встретили велотуристов из г.Сатки, они нам показали отличное место для стоянки за посёлком. 194,4 км (65,3 км) 21:00 – Проехав по дороге за Тюлюк 1,5 км, мы свернули вправо у пересечения с р. Карагайка . Отличные оборудованные стоянки по обе стороны чистой реки. Рядом – подготовленное место для бани.
Всего пройдено за день – 65,3 км. По асфальту - 34,1 км По гравийной дороге – 28 км По каменистой и лесной дороге – 3,2 км Время в пути – 4:22 ч. Средняя скорость – 15,3 Солнечно. Температура днём - +22 С.
22 Августа (6 день в пути) 9:00 – подъём, завтрак. 194,4 км (0)12:00 – Оставив дежурных в лагере и проверив тормоза на наших велосипедах, поднимаемся по каменистой дороге на гору Иремель 1582 м. 206,7 км (12,3 км) – подъем на вершину и фото. Перекус под вершиной. 219 км (24,6 км) 18:15 – Прибытие на стоянку. В 22 ч. – баня и ужин.
Всего пройдено за день – 24,6 км По асфальту – 0 По каменистой дороге и тропам – 24,6 км Время в пути – 3:30 ч. Средняя скорость – 6,8 Солнечно. Температура днём - +26 С. На вершине г. Иремель - +18 С.
23 Августа (7 день в пути) 9:45 – Подъём, завтрак, осмотр велосипедов. 219 км (0) 12:30 – Выход на маршрут, закупка продуктов в магазинах. 238,7 км (19,7 км) 14:20 - Подъехали к р. Б. Калагаза, за ней – поворот на право, на грунтовую дорогу ведущую к Сибирке. 242,7 км (23,7 км) 15:00 – Перекус на лесной дороге. Через 25 мин после начала движения пошел ливень, перешедший через 2 часа в слабый дождь. 250,2 км (31,2 км) – Слева от дороги – навес с лавками. Отдых, ждём отстающих. Дорога ухудшилась, перейдя в заростающую, каменистую с глубокими колеями . Дорогу пересекают многочисленные ручьи. 255,9 км (36,9 км) 20:15 – Вышли из леса на широкую поляну повышающуюся от дороги к горам, на опушке леса- несколько бревенчатых домиков. Дорога на Сибирку идёт резко влево. Узнали у сторожа – это тур. приют «Три вершины». Стоимость домиков от 1100, до 1500 руб. за домик. Решили остаться здесь на ночлег. Баню нам предоставили как бонус. До Сибирки не доехали 8 км.
Всего пройдено за день – 36,9 км По асфальту - 0 Гравийная дорога – 19,7 км Грунтовая, каменистая заростающая дорога – 17,2 км Время в пути – 3:35 ч. Средняя скорость – 10,2 Солнечно/дождь. Температура - +21/17 С.
24 Августа (8 день пути) 8:45 – Подъём ,завтрак, регулировка велосипедов. 255,9 км (0) 12:30 – Выход. Сторож тур.приюта показал дорогу на оз. Зюраткуль минуя Сибирку, траверзом по хребту Москаль. По дороге идут маркеры – белый- синий- белый . Уверял, что дорога хорошая. Дорога грунтовая, лесная, идущая круто к вершине г. Б. Калагаза. Дошли практически до вершины – 1048 м., дорога кончилась, перейдя в тропу. 258,7 км (2,8 км) – Вернулись 500 м назад. Дорога свернула налево, пошла по левому склону хребта, то поднимаясь практически к вершине, то круто спускаясь. 268,2 км (12,3 км) 15:30 – Перекус. Дорога грунтовая лесная, зарастающая, иногда практически исчезающая. Маркеры отмечают маршрут, стоят на стволах деревьев. 271,2 км (15,3 км) – вышли на большую поляну с развилкой дорог. Вдали видно оз. Зюраткуль. Продолжаем путь по левому от нас берегу Зюраткуля. Периодически приходиться идти пешком. Много луж. 275,5 км (19,6 км) 18:00 - Дошли до кордона Шаровский . Дорога превратилась в каменистую, с глубокой колеёй, труднопроходимую. По правой стороне_ постоянные объезды огромных луж. 278,5 км (22,6 км) 20:15 – Вышли из леса к дамбе, за ней озеро Зюраткуль, впереди – одноимённый посёлок. 281,5 км (25,6 км) 21:00 – Купив в магазине продукты на ужин- завтрак, едем налево по берегу озера, в 300 м находим отличную, оборудованную навесами стоянку. Встаём на ночлег. Дров в лесу много (ель).
Всего пройдено за день – 25,6 км. По асфальту – 0 По грунтовым лесным, каменистым дорогам и тропам – 25,6 км Время в пути – 4:12 ч. Средняя скорость – 6,3 Солнечно. Температура - +20 С.
25 Августа (9 день пути) 8:00 – Подъём, завтрак. Утром моросит дождь с перерывами. 10:15 – Дождь усиливается. Дошли до магазина. Пережидаем дождь. В магазине нам предложили заказать маршрутку до Златоуста. Заказали. 13:35 – Пришла маршрутка, загружаемся. 17:30 – Прибыли в г. Златоуст. Едем по городу в поисках музеев и Златоустовских сувениров. Все объекты закрыты. Обедаем в кафе. 290,2 км (8,7 км) 19:30 – Едем в сторону Новозлатоуста. 302,7 км (21,2 км) – Покупаем продукты в Т.Ц. и от него по указателям «Миасс» едем из города. Почти сразу дорога идёт на подъём (12%). Темнеет. 311,7 км (30,2 км) 21:00 – Поворачиваем вправо на гравийную дорогу ведущую в с. Сыростан. 315,8 км (34,3 км) 21:45 – Встаём на ночлег на берегу р. Сыростан слева от дороги на обширной поляне. В этот день от нас отделился один из присоединившихся к нам во время путешествия велотуристов ( по личной причине ) – Кучинский Никита.
Всего пройдено за день – 34,3 км По асфальту – 30,2 км По гравийной дороге – 4,1 км Время в пути - 3:28 Средняя скорость – 9,6 Дождь/Солнечно. Температура днём - +18/+20 С.
26 Августа (10 день пути) – Подъём, завтрак. 315,8 км (0) 11:30 – Выход на маршрут. 316,7 км (0,9 км) – Выезжаем на асфальт. Налево – на п.Сыростан. 322,2 км (6,4 км) – Посёлок Сыростан. Далее дорога пошла вверх. 328,3 км (12,5 км) – Перекрёсток. Поворачиваем налево. Едем в Миасс. При въезде в посёлок Известковый слева – громадный карьер, там добывается известняк. 338,3 км (22,5 км) – Переехав р. Миасс поворачиваем направо и мимо ж/д вокзала проезжаем до Ильменского заповедника. Посетив музей минералогии и накупив «каменных» сувениров, едем назад через город. 345,5 км (29,7 км) 15:20 – Пообедав в кафе не доезжая центра города, сворачиваем налево и проехав два перекрёстка – направо, в район «Динамо». 350,2 км (34,4 км) – Проехав р-он «Динамо» выезжаем на шоссе Златоуст – Миасс. Здесь, повернув налево, проезжаем 450 м и сворачиваем направо, вдоль Баз отдыха и бывших Пионерлагерей объезжаем оз. Тургояк слева. Заехав на гору Липовская по грунтовой, каменистой дороге спускаемся круто вниз. Внизу поворачиваем направо к острову Веры. 371,6 км (55,8 км) 19:30 – Укатанная дорога поворачивает налево. Нам правей, на грязную лесную дорогу с глубокой колеёй мимо бетонных блоков. 375,6 км (59,8 км)20:15 – Прибыли на место стоянки. Песчаный берег с «баней» на поляне. Проезжаем правее на каменный мыс. Хорошая оборудованная стоянка с «баней» и каменным столом. Встаём на ночлег. Сломалась стойка багажника на велосипеде Игнатьевой Оксаны.
Всего пройдено за день – 59,8 км По асфальту - 40 км По гравийной дороге – 10 км По каменистой, грунтовой лесной дороге – 9,8 км Время в пути – 4:10 ч. Средняя скорость – 14,8 Солнечно. Температура днём - +24 С.
27 Августа ( 11 день пути ) 8:00 – подъём, завтрак. 10:00–12:35 – Выход на экскурсию на о.Веры. Переход в брод на остров. 12;35 – 15:30 – Обед, ремонт багажника, осмотр велосипедов. 375,6 км (0)15:30 – Отъезд . Возвращаемся на «нашу» дорогу. Через лес сразу уходим правее и выходим на дорогу. По ней направо вокруг озера. Дорога гравийная, переходящая в каменистую горную с большими каменными уступами. Особенно на подъёмах и спусках. 392,7 км (17,1 км) 17:40 – Прибыли в посёлок Тургояк. Купили продукты. Далее пошел асфальт до «нашего» поворота из р-на Динамо. 400,7 км (25,1 км) – Проехав ещё 200 м, мы сворачиваем влево в лес. Дорога местами почти исчезая и превращаясь в тропу идёт вдоль правого берега оз. Кысыкуль. Дальше едем к станции Тургояк, ища источник питьевой воды и место для ночлега. 416,7 км (41,1 км) 20:30 – Встаём на ночлег в 1,5 км от станции. В 200 м течёт р. Мал. Сыростан параллельно ж/д полотну. Съездили на разведку, узнав расписание электричек.
Всего пройдено за день – 41,1 км По асфальту – 8,1 км Щебёнка, грунт, песок – 25,3 км Лесная зарастающая дорога – 4,7 км Время в пути – 3:25 ч. Средняя скорость – 12,6 Солнечно. Температура днём - +26 С.
28 Августа (12 день пути ) 8:00 – Подъём, завтрак. 418,2 км (1,5 км)10:30 – Выход к станции. Погрузка в вагон. 14:30 – Прибытие на станцию Челябинск. Сдали велорюкзаки в камеру хранения и с лёгкими рюкзаками поехали на экскурсию по городу. 420,2 км (3,5 км) 15:20 – Обед в кафе. Далее поехали в лесопарковую зону через центральную площадь города. 433,2 км (15 км) – По улице Худякова доехали до начала лесопарка. Тут же повернули в лес налево от улицы и поехали по лесной дороге к Большому Каменному карьеру. Там решили отдохнуть от городской суеты и искупаться в чистой воде. Купив еды в посёлке Первомайский - сделали перекус. После отдыха и купания отправились в поездку по ПКиО им. Гагарина. Проехали вдоль берега водохранилища и пересекая дорогу на п. Шершни, въехали в парк. Затем по гравийной дороге ведущей к просп. им. Ленина подъехали к памятнику Курчатову. Далее следуя по ул. Сони Кривой подъехали к Драматическому театру. И к ВОКЗАЛУ! 453,2 км (35 км) 19:00 – Прибыли к вокзалу, закупили продукты на дорогу в гастрономе напротив вокзала. 20:45 – Отправление поезда № 391 Челябинск – Москва.
Всего пройдено за день – 35 км По асфальту – 23 км Лесные и гравийные дороги – 12 км Время в пути – 2:45 ч. Средняя скорость – 14,2 Солнечно. Температура днём - +25 С.
30 Августа в 11:05ч. группа велотуристов благополучно прибыла в Москву.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||