27 июня 2017,  вторник

Главная
Новости
Календарь
Лоция

Летописи

Багажный отсек
Фотоальбомы
Мастер-класс
Велошкола
О клубе
ФОРУМ



 

Как мы Лыткарино взять пытались

Район: Лыткарино МО

Время проведения: 23-24 июля


(впечатления одного из участников чемпионата Москвы 2011 года по велотуризму из команды 3х9 в составе Александра Бурасова, Ирины Поляковой, Андрея и Валерии Потапенко).

Немного лирики

Начну, пожалуй, с того, что соревнования бывают разные. Это и понятно – люди тоже разные, и каждому нравится что-то свое. Возможно, здесь где-то напрашивается аналогия с едой. Если человек голодный, то он пытается насытиться – то ли дома что-то приготовит, то ли в ресторан/кафе/бар сходит. При этом и меню можно варьировать. Например, оно бывает из множества блюд, каждого из которых по чуть-чуть; бывает «первое, второе, третье»; бывает... Да мало ли, что бывает! Хоть картошки отвари пару килограмм и наедайся до отвала. Тоже насыщаешься, между прочим.

В общем, это я к тому, что если хочется посоревноваться, каждый выбирает состязание (или истязание?) под себя. Мне почему-то из велосипедных мероприятий больше понравился чемпионат по спортивному туризму по программе «дистанции». Наверное, за счет разнообразности этапов, коих здесь достаточно много. Ну не лежит у меня душа запихиваться килограммами картошки, прошу прощения – накручивать одни и те же круги на велогонках, если есть возможность выбрать из меню сразу много блюд. Да и тело не сильно подготовлено к чему-то сверхтяжелому и монотонному. Суть такого длительного вступления проста – мне по ряду причин понравилась велодисциплина «дистанция».

Удовлетворить свой «голод» получилось и в этом, 2011 году – на открытом чемпионате Москвы по спортивному велотуризму памяти Павла Ефимова, в организации которого приняли участие Федерация спортивного туризма Москвы, а также велоклубы МКВ, РКВ и 3х9. Прошел он в лесном массиве города Лыткарино (Московская обл.) 23-24 июля.

Перед чемпионатом

Подобный чемпионат проводился в Москве и в прошлом, 2010 году. Тогда наша команда 3х9 в общем зачете заняла второе место, пропустив вперед аксакалов подобного вида соревнований – «Рыжих Етей». В этом году хотелось взять реванш. Но все получилось еще интересней. Дело в том, что в соревнованиях планировала принять участие казанская команда, действующий чемпион России. Такому сильному коллективу надо было что-то противопоставить, и, на мой взгляд, команды из МКВ произвели переукомплектацию. «Рыжие Ети» стали еще сильнее (достаточно посмотреть на их состав), к тому же сформировалась сильная команда «Ерундопель», в которую вошли ребята, умеющие ездить технические дистанции «триал» и «фигурку». И это без учета их скоростных кондиций. О мощи последней команды говорит и тот факт, что в рейтинге Кубка Москвы после двух этапов все участники «Ерундопеля» занимают первые места. Достаточно сильны были еще несколько команд, которые также не следовало сбрасывать со счетов. И вот в таком окружении нам предстояло выступить.

К сожалению, казанцы не приехали, но интерес к соревнованиям от этого не угас. Попробовав свои силы в прошлом году, наша команда, поменявшая одного участника, настраивалась на призовые места. При этом возникло много нюансов, в первую очередь связанных с тактикой. Чтобы их прояснить, надо немного остановиться на том, что же такое дисциплина «велодистанция». Соревнования проходили на трех дистанциях: короткой технической дистанции «фигурное вождение», короткой тактико-технической дистанции «туристский триал» и длинной тактико-технической дистанции «ралли». Последняя включала в себя пять этапов – режимный участок, скоростной участок, маркированная трасса, спортивное ориентирование и навесная переправа. По триалу и «фигурке» проходили командно-личные соревнования (то есть был не только командный, но и личный зачет, который шел третьим этапом в Кубок Москвы), а по ралли – командные соревнования.

Итак, чтобы рассчитывать на призовое место, нашей команде (состав команды по условиям соревнований – 4 человека, при этом не менее одного юноши и не менее одной девушки) необходимо было побороться за первые места на каждой из трех дистанций. Предварительно посмотрев технические трассы, мы поняли, что как минимум на триале это сделать будет сложно. Я сразу же для себя решил, что придется «слить» триал, тренировать его не буду (на мой взгляд – бесполезно, все равно штрафов не избежать), и сконцентрировался на фигурном вождении – благо, знал свои слабые стороны, то бишь фигуры, которые проезжались мною хуже всего. За два дня тренировок удалось почувствовать себя увереннее. Зато триал понравился нашему новичку – Саше Бурасову, который с удовольствием его проезжал, причем с какой-то там попытки – вообще без штрафных баллов. Девчонки же, понимая, что без ошибок проехать трассу не получиться, долго и упорно прикидывали количество заступов для получения минимума штрафов.

За скоростные этапы по дистанции «ралли» все мы не особо переживали, поскольку что-что, а быстро крутить в 3х9 были научены. Тем более, что этапы относительно короткие, перераспределять или экономить свои силы было не нужно. А вот переправу надо было потренировать отдельно, чем мы и занимались несколько вечеров после работы, доведя время от 33 до 22,5 минут, попутно прикидывая, где можно сэкономить хотя бы пару секунд.

И вот, все тренировки проведены, велосипеды как бы настроены, боевой дух команды – без комментариев.

Пятница, 22 июня, вечер

Мы с Валерой решили выдвинуться к стартовой поляне заранее, с ночевкой. Доехали без приключений, а по темному Лыткаринскому лесу крутилось просто замечательно. Добравшись до места часам к одиннадцати вечера, обнаружили, что народа – всего пара палаток. Чем это нам грозило, мы поняли чуть позже, когда, по ощущениям, часов до 4 утра все прибывали и прибывали участники. А поскольку они были веселыми и говорливыми, уснуть нам пришлось тоже вместе со всеми.

В этот же вечер собиралась приехать Ира, но у нее не получилось. Зато встретили девушку из второй команды от нашего клуба, проводили до поляны, уложили у себя в палатке. Еду не готовили, залезли в спальники и часам к 4 утра все же уснули.

Суббота, 23 июня

Судьи встают в 6 часов, участники – в 7-8. Организаторы и спортсмены занимаются завтраком. Дополнительно первые готовят протоколы, последние – настраивают байки. Встречаю Иру, приезжает Саша. Поскольку Крамар со второй командой опаздывает (а у него наша заявка), нас выставляют на старт пятыми – хорошая цифра. Первым по программе соревнований идет скоростной участок.

Скоростной участок

Это примерно 3,5 км по лесным тропинкам до трассы «фигурки». Не много. Но «не много» не только нам - остальные команды тоже свежие и могут выложиться на полную. Не знаю, как другие ребята из команды, а я почему-то немного нервничаю, хотя внешне это никак, надеюсь, не проявляется. Но вот и наш старт. Тут моя нервность проявляется в непривычной слабости в ногах. А со старта сразу небольшой грунтовый подъем. Еду замыкающим, привыкаю к новым ощущениям. Команда образовала своеобразный пелотон, за мной едет девушка из команды Крамара – прокатим ее до «фигурки», там она поведет обратно свою команду.

Через несколько минут езды по лесу – бревно на тропинке. Все по очереди спешиваемся, перешагиваем, стартуем дальше. Едущая передо мной Ира садится на велик, стартует... и медленно и плавно, как в замедленном кино, я бы даже сказал – элегантно, летит через руль. Велосипед – сверху. Разбираемся, в чем дело. Прямо посреди тропинки вертикально торчит кусок корня 10-15 см, в который и уперлось переднее колесо Ириного байка. Но все обошлось, медицинская помощь не нужна, догоняем первых двух участников, которые остановились нас подождать.

Тропинка узкая, попадаются корни, иногда – рельсы. Становится жарко (еще бы – +32 °С на улице!), правой рукой вытираю пот и.., натыкаясь на один из корней, «убираюсь» с тропинки. Встаю, по ощущениям – все нормально, сажусь на велик, пытаюсь догнать группу, но что-то не так. Ага, седло после падения стало поперек рамы. Но времени его править нет, кручу в «контактах» в таком положении – своеобразное, надо сказать, занятие. Догоняю последнего участника команды. Он ждет перед буреломом и пока перелазит через него, быстро правлю седло. Небольшой «велопоносинг», опять крутим. Выскакиваем на кусок асфальта, проносимся мимо тропинки влево, что обозначена на данной нам организаторами карте, но возвращаться нет ни времени, ни желания. Мчимся по обочине Лыткаринского шоссе со скоростью за 30, сворот в лес, лесная дорога, местами с песком, который проскакиваем на скорости – только успевай держать руль! Еще одни рельсы, перетаскиваем байки, думаю, что сумеем наверстать время, потраченное из-за падений. Слева – лесное озеро, за ним – поворот вправо, еще раз лесная дорога. Вот и поворот влево к площадке с «фигуркой», небольшой подъем, на который уходят последние силы, (куда они делись всего на трех километрах-то?) и вот поляна...

Но не та – ошиблись поворотом. Спешим назад, а я думаю, насколько мы отстаем от лидеров. Наконец-то правильный поворот, впереди уже нужная поляна, ребята один за другим выскакивают на нее, а я... Проезжая по длинной тонкой ветке, по которой проехали все до меня, чувствую, что велик начинает тормозить и заносить. Останавливаюсь. Ветка странным образом (ну бывает же такое?) попала в передний дисковый тормоз между колодками, а сзади закрутилась за цепь и переключатель. До финиша – около 400 м, на велике – это максимум полторы минуты, бегом с байком подмышкой – не менее 3-4 минут. Все эти мысли моментально проскакивают в голове, понимаю, что на таком расстоянии наверстать отставание от возможных лидеров – нереально. Начинаю освобождать тормоза и задний переключатель. Получается достаточно быстро, минуты за полторы, но время уже не вернуть. Слышу, как на финише меня зовет моя команда – финиш засчитывается по последнему. Сажусь, пытаюсь отыграть хоть пару секунд, проскакиваю мимо команды Крамара, в шутку преградившей мне дорогу, и вот он – финиш. Целых 19 минут мы, то есть я, до него добирались. Время лидера – 16 минут. Скоростной участок закончен, приходим в себя перед «фигуркой».

Дистанция фигурного вождения

Эта короткая техническая дистанция была расположена на финише скоростного участка. Она заявлена, как дистанция 3-4 класса с количеством фигур, равным 8. Описывать фигуры нет смысла – те, кто уже проходил «фигурку», в пояснениях не нуждаются, а кто не видел ее ни разу – рассказать сложно. Ее надо просто видеть, а еще лучше – попробовать проехать.

Пока «уходит дрожь в руках» после скоростного участка, готовим велики: снимаем крылья, опускаем седла, заранее переключаемся на нужные передачи, проверяем работоспособность тормозов. Так, мне пришлось заново настраивать передний – сказались последствия попадания ветки. Помимо этого я и Валера избавляемся от контактной обуви – пока на «фигурке» чувствуем себя в ней неуверенно. Записываемся в порядке прохождения в карточку участника.

Дистанцию заканчивает команда, стартовавшая перед нами, теперь наша очередь. Первым еду я. Сразу вспоминается прошлый год, когда перед соревнованиями регулярно отрабатывал фигурку, проходил ее без ошибок, а на дистанции получил штрафные баллы почти на каждой фигуре. Наверное, переволновался. Сейчас надеюсь, что ситуация не повторится.

Стартую... «Змейка» – нормально. «Колея», самая нелюбимая мной, тоже нормально. «Кольцо»... Схватил, а оно сложилось в руке – очень мягкое, вроде же не было таким? Переложил из руки в руку, спешно пытаюсь расправить его, удается слабо, но как-то все же прицепил его на следующую стойку, а впереди – «Зигзаг». Он проходится нормально, волнение отступает, но наваливается какая-то апатия. Выезжаю из «Зигзага», выхожу по короткой траектории на «Восьмерку», попутно попросив судью, чтобы он отошел. Еду «Восьмерку», все хорошо, но понимаю, что как-то уж очень медленно. Думаю, что надо же быстрее и могу быстрее, но... почему-то не еду.

После «Восьмерки» выезд прямо в «Ворота», проезжаю, не замечая их, сворачиваю на «Круг» – тоже все нормально, впереди последняя фигура – «Перенос предмета». Для меня эта фигура тяжела тем, что я обычно беру предмет (бутылку или конус высотой 20 см) правой рукой. Под эту руку бутылка стоит достаточно неудобно для захода, а в подобной фигуре главное – правильно зайти. Конечно, я отрабатывал движение как левой, так и правой рукой, но все же лучше использовать правую. Стараюсь зайти максимально удобно, откатываюсь от «Круга», объезжаю «Ворота» (да, теряю пару секунд, но иначе боюсь, что не получиться взять правой), захожу на фигуру, привычным движением наклоняюсь и... промахиваюсь. За какую-то долю секунды понимаю, в чем дело – тренировал ведь перенос невысокого предмета, а тут выставили двухлитровую бутылку, высота которой два раза по 20 см. Вот я и попытался взять ее за центр, что не очень удобно. Осознав это, пытаюсь исправить положение и мне таки удается схватить уже падающую бутылку. Перенести и поставить ее уже не сложно, финиширую.

Только тут понимаю, что прошел дистанцию без ошибок. Судья добавляет, что я пока первый, «у кого ноль». А ведь передо мной было много сильных участников. Смотрю время прохождения – не впечатляет, всего минута тринадцать, а для призовых мест надо ехать менее минуты. Но хоть без ошибок в этот раз. Как оказалось в дальнейшем, я занял 4 место, пропустив вперед тех самых троих «Рыжих» аксакалов, которые прошли бы «фигурку» и с закрытыми глазами. И хотя от третьего места меня отделили всего 2 секунды, но, скорее всего, призеры не особо стремились напрягаться.

Пока прихожу в себя, дистанцию едет Ира: 22 штрафных балла. Многовато для асфальта, но по времени — за 1 минуту 35 секунд, что позволило ей занять среди женщин 6 место в личном зачете. А вообще, конечно, тренироваться надо. Потом стартовал Саша и привез за 1:25 три штрафа, хотя на тренировке ездил без заступов. В результате – 10 место среди мужчин. Последней на дистанцию выходит Валера и повторяет свое прошлогоднее выступление – первое место (1:17) при ноле штрафов. Итого – в командном зачете на «фигурке» мы вторые. Примерно как и рассчитывали. Перенастраиваем велосипеды (поднимаем седла, прикручиваем крылья и «контакты» и т. п.), закусываем «Ареной» и идем на следующий этап – режимный участок, который начинается с этого места.

Режимный участок

По сути он представляет собой ориентирование со взятием нескольких КП, но команда должна заранее по карте с нанесенными КП определить контрольное время (КВ), за которое она доберется до финиша. Выход за КВ штрафуется. Победителем является тот, кто заявляет самое короткое время и при этом в него укладывается. Как по мне, это больше тактическая дистанция, на которой есть свои нюансы, но их лучше всего прочувствовать на собственном опыте.

Слушаем инструктаж, берем у судей карту, оцениваем общее расстояние (около 20-25 км), характер дорог, возможные препятствия и простоту взятия КП. Решаем, что за один час и сорок минут вполне управимся (время оценки карты входит в общее время преодоления дистанции), на всякий случай набрасываем 10 минут и стартуем. Тут вроде вопросов быть не должно – крути себе более-менее равномерно и все будет в порядке. Но ребята рвутся в бой, и на первом же ощутимом асфальтовом «тягунке» закладывают до 30 км/ч. Перестаю за ними успевать, крутить тяжело – еще не вошел в гонку. У меня на велокомпьютере – 24 км/ч, а команда уезжает все дальше и дальше.

Где-то через километр положение дел видит Саша, приотстает, добирает меня (респект ему за это!) и я «на колесе» постепенно догоняю остальных участников. Как раз начинается резкий спуск по бетонке к Москве-реке, кажется, что проблемы все позади и тут, практически в самом низу, у Валеры – прокол задней камеры. Как оказалось, «змеиный укус». КП уже где-то рядом, отправляю Иру с Сашей его искать, а с Валерой занимаюсь камерой. Меняем, начинаем качать.... Насос... Только на днях купил в Сокольниках, должен быть нормальным, но из двух отверстий качает только «шредерное», а «престовское» не работает. Мой «косяк», надо было заранее его проверить. Пытаемся с Валерой по очереди заставить насос качать – без толку. Мимо, догнав нас, проносится сперва одна команда, потом вторая. Краем сознания отмечаю, что шесть проехавших человек как будто нас и не заметили. О взаимопомощи, прописанной в положении, как бы никто и не вспомнил. Мы бы все равно не приняли помощь – это свинство с нашей стороны, задерживать другие команды, но все равно осадок остается. Но вот мимо проехал «Рыжий» Алексей Рудягин, который поинтересовался, нужна ли помощь, после него – Дима Романов с аналогичным вопросом. Сказали им, что справимся, пусть едут.

Возвращаются Ира с Сашей, спрашиваем еще один насос, он находится у Саши, но под «шредер». Не беда, есть переходник. Пытаемся качать – качает, но плохо. Две обогнавшие нас команды едут обратно, взбираясь на крутой подъем, а мы все возимся с колесом. Наконец более-менее накачиваем, садимся, начинаем догонять в подъем проехавшие команды. Вижу впереди полуспущенное колесо Валеры, предупреждаю, чтобы была аккуратной, вспоминаю, как «легко» крутить при таком состоянии покрышек. Но – делать нечего, после этапа уже разберемся с колесом основательно. Итого, теряем около 10 минут.

Продолжаем вкручивать в подъем, на его вершине догоняем одну из команд, которая пристраивается нам в хвост. Ищем второе КП, находим достаточно быстро – оно оказывается на пути. Стартуем к следующему, пару раз сбиваемся, пытаясь срезать. Команда, едущая сзади, решает искать его самостоятельно и уезжает в другую сторону – плутать среди дачных участков. Мы решаем добираться наверняка – по кругу по асфальту. При подъезде к третьему КП встречаем «отколовшуюся» от нас группу. Они торжествуют – КП ими уже взято, а нам еще его искать.

Ну ничего, находим, пока Валера пытается хоть немного подкачать колесо. Впереди – последнее КП. Но до него надо еще докрутить. Смотрим карту, Валера находит интересную срезку и, благодаря ей, мы достаточно оперативно проходим приличный участок, нагоняя одну из впередиидущих команд. Смотрю на время – до КВ остается 40 минут, думаю, что успеваем, но наш штурман считает, что опаздываем, и продолжает наращивать скорость, несмотря на полуспущенное колесо. Однако я уже втянулся, темп держу.

Вкатываемся в Октябрьский. Здесь мы никогда не были, сориентироваться среди домов, где тут выезд в лес на нужную нам просеку, непросто. Но какие-то ориентиры помним, в лес таки попадаем, правда, не с нужного направления. В результате приходится достаточно долго тащить велосипеды по бурелому. Утешает то, что здесь сегодня уже кто-то лез. Минут за 20 выползаем к последнему КП. Заправляемся «Ареной», маршрут до финиша уже известен, надо только сесть и вкрутить. Но это около 4 км, а времени у нас остается всего 9 минут. Мчимся по лесным дорожкам, в среднем держа 28 км/ч, кусок асфальта, скорости возрастают... У меня начинает сводить заднюю поверхность бедра. Очень некстати, особенно на таких скоростях. Стараюсь крутить интенсивнее, но с паузами, в которых массирую ногу. Понемногу отпускает. А мы уже выезжаем на километровую финишную прямую. И тут у Иры рвется цепь...

Что делать? Бегом до лагеря с великом – минут 15. У меня находится выжимка, убираем звено, зажимаем пин, можно ехать? Куда там! Оказалось, в спешке не вставили цепь в передний переключатель. Заново выжимать не хочется, откручиваем переключатель, набрасываем цепь вручную на вторую звезду системы. Опять потеряно минут 10. Вкручиваем... В итоге, приезжаем на финиш с опозданием в 16 минут от заявленного времени. Для таких соревнований и такого состава участников – это многовато. Да еще и судьи считают неправильно и ставят нас на последнее место на этапе. Даже в конце тех, кто заявлял 3,5 часа на этап, хотя, с учетом штрафных баллов, у нас получается 2 часа 21 минута. Спорим с судьями, привлекаем опытных и авторитетных товарищей (отдельное спасибо Диме Романову!), убеждаем. Результаты пересчитываются и мы оказываемся на 5 месте. Тоже не ахти, но лучше, чем на последнем, девятом.

Не знаю, как другие члены команды, а я остался сильно недоволен этапом. Если бы не глупые поломки, то мы бы, скорее всего, заняли второе место и итоговые результаты соревнований были бы несколько другие. Вероятно, это где-то оказалось компенсацией того, что на двух предыдущих соревнованиях у нас отлично шел режимный участок и поломки вообще отсутствовали. Но оставим сослагательное наклонение для других, получилось то, что получилось. Да и у остальных команд наверняка были свои трудности. Нам же пора было готовиться к следующему этапу – навесной переправе (наведению перил).

Наведение перил

Сразу отмечу, что этот этап признают далеко не все велотуристы, в спорах между собою приводя многочисленные доводы как «за», так и «против». С моей точки зрения, в слове «велотуризм» есть две составляющих. Вот вторая из них как раз и требует время от времени провешивания перил. Конечно, можно пролагать маршруты без бродов или непроезжих ущелий, где обычно требуются перила. Однако, стоит только немного отойти от распространенной догмы, что «в велотуризме надо ехать на велосипеде, а не таскать его на себе», как даже самый простой поход приобретает разнообразие и динамичность, в него получается включать участки первопрохождения, по которым раньше на велосипедах не ездили. И для этого всего-то надо перебродить мелкую, но быструю речку (либо глубокую, но медленную), предварительно провесив через нее перила.

Кроме того, непосредственно натягивание веревки (так называемого полиспаста) в процессе переправы занимает коло 1/5 общего затрачиваемого времени. Все остальное – слаженные командные действия и умение правильно завязать тот или иной узел (навык, часто применяемый и в повседневной жизни). Если же перила навешиваются быстро, то повышается и безопасность похода, в котором предполагаются рискованные переправы. Как бы там ни было, этап провешивания перил официально входит в дистанцию «ралли», что лично для меня снимает все вопросы о его целесообразности.

Поскольку переправу мы тренировали, то особого волнения никто не испытывал, и мы с интересом следили за выступлением команд, проходящих этап перед нами. Отметили грамотную переправу «Рыжих Ети», которые переправляли сразу по два велосипеда (они могли и сразу четыре, но не рискнули) и показали время 21 мин 45 с без учета штрафов. Посовещались, будем ли мы делать также, но решили, что попробуем все же по одному байку, как и планировалось заранее.

Про то, как тянули сами, рассказывать практически нечего. Помнится, что все у нас было достаточно слаженно и команда не особо тормозила, как до этого на тренировках. Сложность была только в том, чтобы четко выполнять последовательность действий и не делать ошибок, за которые штрафуют – случайно наступить на условную «реку» (перила провешивались между деревьями на поляне), завязать не тот узел, забыть замуфтовать карабин или пойти не туда лицом к воображаемому течению. В общем, на этом этапе надо было хорошо знать правила и стараться «не тупить». Судя по тому, что мы заняли первое место, нам это удалось. Наше время оказалось 18 мин 43 с без учета штрафов. И думается, что это не предел. После этапа Ира заявила, что очень хочется натянуть переправу за 15 минут, как это делают тренированные «горники».

На этом этапе субботняя программа соревнований закончилась. Кто-то занялся настройкой велосипедов, в том числе и мы, желающие поехали купаться на лыткаринский карьер, кто-то обсуждал предстоящие походы, кто-то – готовил обед, плавно переходящий в ужин. Судьи разъехались ставить трассы ориентирования на воскресенье. Команда Крамара почти в полном составе уехала ночевать домой, также поступил и Саша. Вечер завершился песнями под гитару у костра. Заснуть опять удалось только около 4 утра.

Воскресенье, 24 июня

Старт очередного этапа назначен на 10 утра. Подъем всем дается не так активно, как в предыдущий день, но все же к 8 утра в лагере наблюдается общее оживление. Мы поднимаемся в 8:30, варим рис со сгущенкой, завтракаем, попутно уточняя регламент. На сегодня запланировано три этапа. Чтобы наверстать вчерашнее отставание от лидеров, надо пройти эти этапы максимально качественно. К началу десятого подъезжает Саша, где-то в пути Крамар. Им сегодня до старта еще тянуть переправу – организаторы разрешили перенести для них этот этап на сегодня, поскольку изначально он был прописан именно в воскресенье. Мы, как и вчера, стартуем пятыми, первый этап – маркированная трасса.

Маркированная трасса

Этот этап является одним из видов ориентирования, когда команда перемещается по трассе, предварительно отмеченной маркерами. На трассе в характерных точках находятся КП. Участникам надо нанести их на карте посредством дырочек, проделанных, например, булавкой. С другой, чистой стороны карты дырочки обводятся карандашами разных цветов, висящими на КП. Отклонение от правильного расположения больше 2 мм штрафуется в пересчете на каждый миллиметр. Дистанция для велосипеда, конечно, коротковата, но это можно понять – если ты умеешь правильно отмечать КП, то какая разница, сколько их будет на трассе – единицы или десятки? На чемпионате главное – разнообразие этапов, а не их продолжительность. И здесь команды должны показать, что могут справиться с каждой из дистанций.

Краткий общий брифинг, командам выдаются карты и булавки. Приезжает Крамар, начинает тянуть переправу. Пока ждем своей очереди, «из-за угла» ему подсказываем. Вторая команда из 3х9 уже почти справились, когда нас вызывают на старт. Велики вроде в порядке, особого волнения нет. Ну, поехали!

Этап оказался действительно коротким, впрочем, как мы и предполагали. Километра 2-2,5, на протяжении которых было установлено 3 КП. Первое определили без труда, а вот со вторым пришлось помучиться. Сперва отметили его неправильно, но, проехав дальше по трассе, поняли точное расположение. Пришлось возвращаться и отмечать заново. У меня почему-то перестает встегиваться правый «контакт». Проверяю – открутился и потерялся один из винтов шипа. Ладно, докручу так.

Третье КП, как и первое, было для нас простым. Летим на финиш, среди всех команд приходим вторыми (13 минут 19 секунд) – дает о себе знать неправильно нами обозначенное второе КП. (Для справки: у команды Крамара 4 результат – 18:08.) Но второй результат – тоже неплохо. Не подкачать на последних двух этапах. И сейчас один из них – триал.

Туристский велотриал

Этот вид триала мало чем напоминает «обычный», когда на специальных велосипедах ВМХ скачут в пайпе или по скамейкам, парапетам, перилам и прочим препятствиям, попутно проделывая с байком различные трюки. Здесь на обычном туристском велосипеде надо проехать короткую дистанцию, на которой расставлены препятствия, реально попадающиеся туристам в походе. Конечно, до «настоящих бе-эм-иксовских» им далеко, но с ними не просто справиться на туристских велосипедах, да и участники далеко не тренированные акробаты.

Подробно описывать препятствия на трассе нет смысла. Как и в «фигурке», кто уже проезжал триал – их знает, а кто не имеет представления – не получит его без наличия собственного опыта прохождения или хотя бы без просмотра элементарной видеоподборки. Порядок старта участников в команде – как и на фигурном вождении, а это значит, что мне ехать первым. Готовимся – ставим нужную передачу, убираем крылья, откручиваем рога на руле, опускаем седла... Снимаем, в общем, все лишнее с велосипеда. Откручиваю и оставшийся на левом ботинке шип. Помню, что надо быть аккуратным – один из участников на тренировке по триалу получил травму и сейчас присутствует на соревнованиях только в качестве судьи.

Стартую. «Три бревна» – серединка на половинку. Два бревна перескочил, на третьем пошел топтаться, заступов неоправданно много. Мелькает мысль: «Нет, все таки надо тренироваться. Хотя бы делать меньше заступов». Дальше – «Лабиринт» с камнями по траверсу склона. На втором повороте между камней делаю два или три заступа – это нормально, входило в мои ожидания. А вот подъем и поворот после камней я проезжал без штрафов, здесь же ногой коснулся земли два раза. Потом спуск, покрышка, крутой грунтовый подъем. Вкручиваю на него и... зачем-то падаю. Основательно так – велик отдельно, я отдельно, с касанием рукой земли. Вот такого на этой трассе у меня точно не было ни разу, не понимаю, что случилось. Падение – это сразу 10 штрафов, кошмар... Дальше спуск, «Колея поперек», «Канава вдоль», «Мостик» – все это без штрафов, но уже и так нахватал. Финиширую. В результате – 21 штрафной балл и почти предпоследнее место в личном зачете. В принципе, я и собирался здесь «сливаться», но не настолько же! Обидно, что своим непредвиденным падением подвел команду.

А вот команда не подвела! Ира, не смотря на 23 штрафа – седьмая, а Валера с 8 штрафами вообще первая! Не зря девчонки долго и упорно на тренировке считали заступы, смотрели, где можно проехать, а где – пройти. Отличный результат показал и Саша – третье (!!!) место и 0 штрафов! Уже на тренировках было видно, что дистанция у него «идет». Благодаря всем этим показателям наша команда заняла общее 4 место по триалу. А впереди – последний этап, ориентирование.

Ориентирование в заданном направлении

Этот этап практически ничем не отличается от обычного ориентирования, когда задаются несколько КП, которые надо «взять» – найти и отметить предусмотренным организаторами способом в так называемой карточке участника. В этот раз ориентирование было в заданном направлении, то есть КП надо было брать строго в определенной последовательности. И хотя контроля на дистанции не было, быстрее всего КП проходились именно так, как задали судьи.

Настроив после триала велосипеды и прикрутив к ним все необходимые части – вплоть до планшета для карты, подходим и слушаем короткий брифинг по дистанции. Нам отмечают время и мы стартуем. Помнится, нам не раз пытались доказать, что знание местности не играет особой роли в ориентировании. Убедить в этом лично меня не удалось. И очередное подтверждение этому было перед глазами в виде карты Лыткаринского леса. Поскольку ориентировались мы в нем уже не первый раз, то сразу получили представление, где расположены КП, причем некоторые места, точнее – их окрестности, знали наверняка. Осталось сесть и «вркутить» – ведь особого преимущества знания о нахождении КП нам не давали, участники остальных команд тоже неплохо знали лес. И тут уж, как говориться, быстро найти все КП было делом техники, как в переносном, так и в прямом смысле этого слова. И она, наконец-то, не подвела. За исключением того, что крутил одним «контактом», все было отлично!

Сели и помчались к первому КП, которое нашли сразу же, не слезая с великов. Со вторым пришлось немного повозиться. Пока нашли ориентир – канаву, пока пробежались вдоль нее до лужи с КП, потом обратно... Не сложно, но время-то идет! Для взятия третьего КП надо было каким-то образом добраться до одной из основных грунтовых дорог Лыткаринского леса. Самый простой метод – пробраться около километра под ЛЭП. И хотя дорога там была частично заросшей и частично перекопанной, мы-то помнили, что участок вполне проезжаем. По разрытому грунту ехать оказалось достаточно просто, и вот мы уже мчимся до знакомой полянки с третьим КП. Быстро берем его, но дальше – небольшая трудность с четвертым, расположенным в малоезженном нами районе. Решили не проверять проходимость лесных дорожек, обозначенных пунктиром на карте, а зайти с асфальта – там 300 м по просеке до поляны с КП. Саму просеку искать не пришлось, возле нее уже стояла одна из ранее стартовавших команд. Зато пробежать по заросшей и заваленной деревьями просеке было непросто.

Но вот и КП, отмечаем, ломимся обратно к асфальту. Здесь жуем «Арену», запиваем водичкой, определяем, где находится пятое, последнее КП. Понимаем, что это место нам знакомо, садимся и очередной раз «вкурчиваем». КП расположено около лесной дорожки и тут главное – правильно на него зайти, то есть наиболее точно выбрать, откуда искать его с дороги. Проблем не возникло. Нашли быстро, надо лететь на финиш. Дороги знакомые, вот и лагерная поляна. Финишируем. Как оказывается, у нас лучшее время – 1 час 11 минут ровно. Второе место – у команды «Ерундопель» с 8 минутами отставания. Начинаем понимать, что, несмотря на некоторые провальные этапы, можем попасть в тройку призеров. И таки попадаем! В ралли (сумма 5 этапов) – мы вторые, причем по этому виду награждение проводится отдельно – в прошлом году такого не было. А вот в общем командном зачете по дисциплине «дистанция» (ралли + «фигурка» + триал) у нас третье место.

Анализируя протоколы, понимаю, что все таки триал мне надо тренировать. Разница между первым и третьим местом – всего 14 баллов, тогда как между третьим и четвертым – 112 баллов. Абсолютно не обидно, что пропустили вперед такие сильные команды, как «Рыжие Ети» (первое место) и «Ерундопель» (второе), но жалко, что так некстати в первый день ломалась техника.

***

В общем, выходные прошли замечательно, соревнования удались, все остались довольны. Будем ждать следующего года, и надеяться, что казанские чемпионы все же заедут к нам посостязаться.



Главная | Новости | Календарь | Лоция | Летописи | Багажный отсек | Фотоальбомы | Мастер-класс | Велошкола | О клубе | ФОРУМ |
© Велотурист.ру, 2000-2017. Все права защищены