27 июня 2017,  вторник

Главная
Новости
Календарь
Лоция
Летописи
Багажный отсек
Фотоальбомы
Мастер-класс
Велошкола
О клубе
ФОРУМ



 

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СТАНОК - КАК ВЫБРАТЬ И НЕ ОШИБИТЬСЯ

(с)тырено и (п)ереработано

ВСТУПЛЕНИЕ

Прошлой осенью Андрей Потапенко открыл для меня новый дивный мир. Оказывается, можно тренироваться зимой не испытывая дискомфорта от низких температур, жесткого бокового ветра, глубоких снегов и скользких льдов, хамства водятлов, если скатываешься в гордом одиночестве и укоризненных взглядов спутников, если скатываешься в группе с более сильными и резвыми велотуристами. Всё, что для этого нужно - купить велосипедный станок. Ни тебе трат на спортзал, ни ограничений по длительности тренировки - сказка! Однако я ясно понимала, что покупка этого приспособления - задача не из простых, особенно для моего гуманитарного, не замутненного техническими понятиями, разума. Как выбрать станок? Где? Почём? С какими характеристиками и какой фирмы?

Интернет был немногословен. Я изучила ассортимент велостанков, которые теоретически можно купить в Москве, прочла те статьи, которые накопали для меня Гугл, Яндекс и Нигма, и скомпилировала.

Итак, что же представляет собой (или из себя) велосипедный станок. Это конструкция в (на) которую вы можете взгромоздить свой собственный велосипед и крутить педали, не покидая пределов квартиры. Велостанок позволяет регулировать нагрузку, выбирать характер тренировки, стоит (иногда!) дешевле полноценного велотренажера и занимает мало места.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: РОЛЛЕРНЫЙ СТАНОК

Первое, что нужно знать об устройствах для домашних велосипедных тренировок - они бывают двух основных типов. Терминология касательно этих объектов еще не устоялась в нашем языке, поэтому будем называть их Roller (роллерный) и Trainer (трейнер).

Роликовый велостанок Minoura Action Roller Advance

Роликовый велостанок Minoura Action Roller Advance.

Roller - это рама, на которой размещены 3 продолговатых валика (в смысле - ролика). Ставите велосипед на эту раму и пытаетесь на нем удержаться. Станок имитирует езду на велосипеде по ровной местности, тренирует навыки руления и удержания равновесия.

На этом видео мы можем наблюдать спортсмена, который установил Roller на лоджии и крутит педали, придерживаясь рукой за стенку. Как пишет автор видео "надо прочувствовать велосипед и попробовать удерживать равновесие при помощи подруливания. Когда все получится, вы заметите, что езда на станке практически не отличается от езды на велосипеде по дороге".

На роллерном велостанке, кроме основных навыков, отлично тренируется круговое вращение педалей без раскачивания корпуса, езда по колее. Со временем, прочувствовав станок и поведение велосипеда на нем, можно будет приступать к полноценным тренировкам и отрабатыванию техники езды. (с)

Роллерный станок отлично подходит для работы на баланс и значительно улучшает навыки обращения с велосипедом, но основным недостатком является то, что большинство роликов не обеспечивают никакого сопротивления, усилие можно менять лишь переключением передач на велосипеде. Вы можете купить дополнительное сопротивление, но, в отличие от других типов станков, ваш велосипед не будет стоять на месте, и этот тип станка для помещений сложно использовать большинству новичков – нужно иметь серьезные навыки, иначе вы окажетесь на полу (в лучшем случае) или вовсе «уедете» в стену, шкаф, а то и в окно (бывали такие случаи). (с)

Роллерные станки различаются между собой по форме роликов (существуют прямые ролики и конические, которые дают велосипеду больше устойчивости, позволяя, например, вкручивать способом "танцовщица"), материалам, весу, используемым подшипникам и цене. При тренировке, чтобы уберечь валики от преждевременного истирания, не стоит использовать покрышки с глубоким рисунком протектора (а тем более - шипованые). Лучше всего обуть велосипед в слики.

У отечественных продавцов можно купить Roller за сумму от 4 до 15 тысяч рублей.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ - ТРЕЙНЕР И ЕГО ВИДЫ

Более компактный, более распространенный и более навороченный вариант станка. Дает больше возможностей, но требует больше возни.

Для того, чтобы установить ваш велосипед в Trainer, нужно заменить эксцентрик заднего колеса велосипеда на тот, что идет в комплекте со станком. Ставим велосипед в станок, надежно зажимаем гайки эксцентрика муфтами станка с обеих сторон. А теперь тонкости. Покрышку на заднее колесо нужно ставить абсолютно лысую. Качать ее нужно на рабочее давление в зависимости от веса тренирующегося (а не на максимальное, которое написано на покрышке). Вал станка абсолютно гладкий, он прижимается к колесу сзади-снизу. Сила прижима фиксируется винтом. Тонкость состоит в том, чтобы прижать достаточно сильно, но не переусердствовать. Если прижать слишком сильно - станок будет гудеть даже на низких скоростях, а покрышка (и подшипники вала) быстрее износятся. При правильном прижиме, износа покрышки практически нет, немного шуметь станок начинает лишь на скоростях выше 40-45км\ч. Определить, правильно ли установлен прижим, можно, резко увеличив скорость с места, без разгона. В самом начале должно быть легкое проскальзывание покрышки относительно вала. Если его нет - прижим сильный, если проскальзывание постоянное при резком наборе скорости - прижим слабый. Второй признак, по которому можно определить правильность прижима, это ширина соприкосновения покрышки с валом. Но в статье, откуда я взяла этот фрагмент, дается параметр только для шоссейника, так что нам придется определять опытным путём.

Это о трейнерах вообще, а теперь о частностях. Существует три типа Trainer - воздушные, магнитные и жидкостные.

ВОЗДУШНЫЙ

воздушный велостанок

Наименее дорогой из трех типов велостанков. В воздушном тренажере сопротивление дают лопасти маховика, который вращается, когда вы вращаете шатуны. Чем быстрее вы крутите педали, тем больше сопротивления вы будете чувствовать.

Недостатки - очень ограниченный диапазон сопротивления и высокий уровень шума по сравнению с остальными видами станков.

МАГНИТНЫЙ

Велостанок Minoura B60-R с магнитным сопротивлением и дистанционным управлением.

Велостанок Minoura B60-R с магнитным сопротивлением и дистанционным управлением.

Эти станки - гораздо более тихие, чем воздушные. Сопротивление достигается при помощи электромагнита. Уровень сопротивления может быть линейным (неизменяемым) в более простых моделях и переменным в более навороченных станках, что обеспечит вам разнообразные тренировки. Изменяется уровень сопротивления или переключением непосредственно на маховике (7-10 позиций), или при помощи дистанционного управления. Так в некоторых (не самых дорогих!) станках заявлено наличие 10-позиционной манетки для регулировки нагрузки, которая устанавливается на руль.

ЖИДКОСТНЫЙ

Велостанок Elite Supercrono Power Fluid с жидкостным сопротивлением.

Велостанок Elite Supercrono Power Fluid с жидкостным сопротивлением.

Жидкостные станки считаются самыми тихими и самыми дорогими. Они обладают прогрессивным сопротивлением: чем быстрее вы крутите педали, тем оно выше. По этой причине, они хорошо подходят для интервальных тренировок. В жидкостном велостанке используются синтетические силиконовые масла, которые устойчивы к нагреванию, так что вязкость жидкости остается постоянной в течение всего срока службы станка. В сочетании с объемистым маховиком, жидкостный велостанок дает самые реалистичные ощущения езды по дороге из всех трех типов Trainer.

Цена на трейнеры колеблется от 6 до 55 тысяч рублей.

ROLLER И TRAINER: РАЗЛИЧИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Устойчивость: в роллерном станке устойчивость достигается за счет движения. Трейнер же удерживает велосипед в вертикальном положении.

Размеры: в собранном виде Roller занимает больше места, чем Trainer.

Фиксация велосипеда: на роллерный станок вы просто ставите велосипед, а дальше как в известной песне - "сел и поехал". Установка же велосипеда на трейнер - дело хитрое (см. выше).

Шумность: роллерный станок по сложившемуся у пользователей мнению, более шумный, чем все разновидности трейнеров.

Переднее колесо: в Roller опирается на передний валик и прокручивается, как при езде по дороге, так что если у вас стоит динамо-втулка - вы можете сочетать приятное с полезным и тренировку - с зарядкой аккумуляторов, например. Еще забавнее - подсоединить гирлянду: родные могут использовать вас в качестве ёлки. В езде на Trainer переднее колесо не задействовано.

Заднее колесо: при тренировках на Roller МОЖНО пользоваться теми же покрышками, на которых вы ездите по дорогам. А вот для Trainer НУЖНО обязательно ставить на заднее колесо лысую покрышку (см. выше).

Сопротивление: на станках Roller практически отсутствует. Правда, можно купить дополнительное сопротивление и имитировать езду в горку, например. На большинстве станков Trainer сопротивление можно менять.

Велокомпьютер: чтобы контролировать свою скорость и километраж ламината на Trainer велокомпьютер придется устанавливать на заднее колесо (с беспроводными компами этот финт, как вы понимаете, не прокатит). Так как на станке Roller переднее колесо активно - в этом случае ничего менять не придется.

АКСЕССУАРЫ

Под этим красивым словом скрывается всё то, что делает домашнюю езду более комфортной, а кошелек - более худым.

Покрышки для Trainer - абсолютно лысые и абсолютно непригодные для использования вне станка. Готовьтесь переобувать велосипед регулярно (или имейте в запасе колесо специально для станка). В отечественной продаже не видала. только у буржуинов. Стоят около 25 евро. Есть экземпляры и для Roller.

Подставка под переднее колесо для Trainer - пустячок а приятно. Их много, они разнообразные. Самая простая стоит порядка 16 евро.

Специальные коврики (шумо-пото-поглощающие) под станок. Чтобы не залить пoтом дорогой ламинат. Стоят порядка 70 евро.

Видео, имитирующее езду по дороге. Можно просто запустить "трассу для одного", можно через Интернет сконнектиться с друзьями и катать вдвоем, втроем, толпой. Жаль, как поход это не засчитают. Стоит... минуточку, кто кричал "скачаем"? Ну хорошо, в буржуинских магазинах можно купить диск за 20 евро и дороже, а можно скачать бесплатно, хотя это и будет нарушением закона.

Одежда - рекомендуются шорты с памперсом и прочая синтетика, отводящая влагу от тела.

Пульсометр, вычислитель каденса - настоятельно рекомендуется: вы же не просто так ногами болтаете, вы тре-ни-ру-е-тесь!

БРЕНДЫ

Мне чаще всего встречались станки под марками Tacx, Elite, CycleOps и Minoura, причем первый лидирует с большим отрывом. Наверное, на него и стоит ориентироваться.

НА ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ СТАНКА

Уровень шума. Все станки шумят в большей или меньшей степени. В характеристиках количество децибел не напишут, поэтому, если есть возможность, протестируйте станок перед покупкой. Выбирайте станок с тем уровнем шума, который вас не раздражает.

Ощущения от езды на станке. Если станок не дает даже отдаленных ощущений реальной езды, напоминая вам о том, как это здорово - кататься на велосипеде, будете ли вы долго его использовать?

ТРЕНИРОВКИ НА СТАНКЕ

Об удобствах вкатывания на станке дома я писала в самом начале. Для большего комфорта можно включить на компьютере какое-нибудь забойное видео (снятое во время похода, например, или просто художественный фильм - лишь бы он не мешал сосредоточиться на процессе).

Полезные рекомендации по тренировкам на станке можно почитать вот здесь:

Остановлюсь только на одном очень важном пункте: тренироваться нужно либо на лоджии (балконе) либо с открытым окном, так как кислород в помещении будет сжираться с громадной скоростью. А о потребностях организма в кислороде во время тренировок вы знаете не хуже меня.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СТАНОК СВОИМИ РУКАМИ

Статья «Тренажер из велосипеда» опубликованная в 28 выпуске издания «Мастерок». Москва, 1982 г. расположена по адресу: http://velorama.ru/blogs/48702

Руководствуясь этой статьёй, вы можете сделать немудрящий Trainer своими руками. Копипастить нет смысла, вставлю только рисунок для затравки:

А на этом видео вы можете вживую наблюдать тренировку на самодельном деревянном роллерном станке:

Звуки, конечно, кошмарные. Но если есть пара поленьев и руки чешутся - отчего бы не попробовать? Результат может оказаться неожиданным.


При написании данного обзора мною были использованы источники:


Если тема вас заинтересовала - не ленитесь пройтись по ссылкам: очень много интересной и важной информации, которая не вошла в мой обзор.

Большое спасибо всем, чьи мысли и слова я использовала в обзоре. Не меньшее спасибо тем, кто прочел до конца. И отдельно - низкий поклон Кириллу и Мефодию за любезно предоставленные буквы!


Ваша Yaro.

# запрос вернул пустой список
Главная | Новости | Календарь | Лоция | Летописи | Багажный отсек | Фотоальбомы | Мастер-класс | Велошкола | О клубе | ФОРУМ |
© Московский клуб велотуристов, 2000-2017