Приятно, что в последнее время наш народ начал летать самолетами по бескрайним просторам нашей планеты с целью попасть в то или иное велотуристское угодье. Видать и правда, возрастает год от года мощь Советского народа. Ну, а к нам на сайт стали поступать вопросы о том, как же возить велосипеды на самолетах. Перечень некоторых авиакомпаний и их требований находится внизу статьи, а мы пока немного расскажем о практической стороне дела.
1. перевозка велосипеда в качестве багажа.
2. маленькие хитрости в нелегкой борьбе с перевесом
3. сохранность велосипеда в полете
На свете есть много различных авиакомпаний, правила перевозки велосипедов, в которых заметно отличаются. Итак, Авиапредприятие – коммерческая единица, которая устанавливает свои правила игры, несколько соизмеряясь с общепринятыми в мире. По признаку отношения в перевозке велосипедов мы можем все авиакомпании разбить на: авиавелофилов, авиавелофобов и нейтральные компании.
Авиакомпании, к тому же, не пишут правила перевозки грузов совсем уж с потолка. Авиакомпании объединяются в картели, и правила перевозки более-менее стандартизируют. Есть две основных традиции, которых придерживаются авиакомпании. Это так называемые "weight concept" и "piece consept". О чем эти чертовы концепты говорят? "Weight concept" говорит о том, что стандартный провоз (авиакомпании могут его изменять, в том числе, в сторону улучшения) багажа такой: 30 кг в бизнес классе, 20 кг в экономе. Кроме этого, стандартные правила говорят, что в норму веса входит и ручная кладь. Дальше еще страшнее. Стандартные правила гласят, что в бизнес классе можно возить груз до 203 сантиметров по трем измерениям, а в эконом - 158. Если бы такие правила действовали без поблажек со стороны авиакомпаний, то нам пришлось бы совсем туго. "Piece consept" - система принятая при полетах в Америку. Пассажирам всех классов обслуживания разрешается бесплатный провоз двух мест багажа весом до 32 кг каждое. В сумме трех измерений размер места не должен превышать 158 см для эконом класса и 203 см - для первого и бизнес класса. Увы, веса и габариты не суммируются. То есть в 32 кг велосипед уложить просто. А вот в 158 см - малореально.
Итак, на какую бы вы авиакомпанию ни брали билет, всегда предупреждайте перевозчика о том, что вы летите с велосипедом. Это крайне важно. Некоторые перелеты, особенно по Европе, осуществляются маленькими самолетами, которые берут на борт, к примеру, не более 4х велосипедов. Пример: вы летите в Берген через Осло. До Осло из Москвы летит большой самолет, а дальше – маленький. Если при взятии билета на такой рейс вы предупреждаете авиакомпанию, то будете точно знать, возьмут велосипед к перевозке или нет. Если нет, то у вас будет шанс переиграть маршрут, или поменять авиакомпанию. Самое большое неудобство в данном случае заключается в том, что между бронированием авиабилета и подтверждением провоза велосипеда проходит некоторое время. От нескольких часов, до нескольких дней. Случаи отказа велосипеда к перевозке бывают, хотя и крайне редко. Путешествие большой «бандой», человек в 8-10 повышает вероятность отказа.
Авиавелофобы, как вы уже догадались, не любят перевозить велосипеды, и считают их негабаритным грузом. Штамп «негабарит» - это приговор к оплате всего веса данного негабарита, вне зависимости от того, сколько всего у вас багажа. Поясню: представьте себе ситуацию – вы летите покататься в солнечную Италию. У вас с собой рюкзак весом 5 кг, и велосипед весом 14 кг вместе с чехлом. Общий вес – 19 кг, при разрешенном – 20 кг. Однако ваш велосипед в чехле превышает габариты 158 см по сумме трех измерений (проверено – превышает). Значит, вы должны оплатить 14 кг перевеса. Обидно вдвойне – ведь в разрешенный к бесплатному провозу вес вы уложились! Если учесть, что перевес чаще всего измеряется в процентах от стоимости билета ( от 1 до 1.5 %), то ваш перелет подорожает на 14 процентов. Некоторые авиавелофобы, к тому же, берут не просто процент от вашего конкретного тарифа (а вы могли купить билет по какой-нибудь сниженной цене), а от некоего стандартного тарифа на данном направлении. То есть, выйдет еще дороже.
Авиавелофилы, несомненно, приятные компании. У них в правилах тоже есть записи о негабаритных грузах, но для велосипедов сделано исключение. В правилах черным по белому написано, что велосипед, как спортивное снаряжение, перевозится бесплатно, в счет нормы установленного багажа, и оплачивается только в том случае, если общий вес вашего багажа превышает установленную норму. Пример: вы собрались прокатиться по дождливой Исландии. Взяли с собой – велосипед в чехле (14 кг) и рюкзак с непромокаемыми вещами (14 кг). Итого – 28 кг. Значит, вам надо будет оплатить перевес всего в 3 кг, что, поверьте моему опыту, куда приятнее, чем оплачивать перевес в 14 кг.
Нейтральные авиакомпании не выделяют перевозку велосипеда в отдельный класс. Другими словами, они могут быть как авиавелофилами, так и авиавелофобами, в зависимости от их требований к перевозке негабаритного багажа. Например, авиакомпания «Пулково» к негабаритному багажу относит такой, который превышает по сумме трех измерений 203 см и вес 32 кг. Думаю, что велосипед ваш весит меньше 32 кг, и упаковать его в 203 см тоже вполне реальное дело. А вот авиакомпания «Чешские авиалинии» ограничивает негабарит (в эконом классе) размером в 158 см по сумме трех измерений. В эту «так называемую сумму» велосипед не входит никак. Даже без колес и передней вилки.
О конкретных правилах перевозки велосипедов вы прочтете ниже, а мы поговорим пока о практической стороне вопроса. Ведь, известное дело, «суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Хотя, иногда, похоже, древу придется и краснеть, например, когда оно сталкивается с вымогательством.
Обычно, пассажиры, с велосипедами или без, садятся в самолет в аэропортах. Действительно, это довольно удобно особенно ели учесть, что самолет летает высоко и быстро. При посадке с велосипедом проблемы бывают чаще всего «антропогенного» характера. То есть, проблемы вызванные действиями других людей. В аэропорту вы столкнетесь с: грузчиками, с регистраторшами на стойке и с «просветителями-охранниками». «Просветители» должны просвечивать ваш багаж при помощи рентгена, и делают это совершенно бескорыстно. За все им платит государство. Работа, однако, у них вредная. Вспомните, как кончила жизнь некая Кюри, слишком много времени посвящавшая излучениям. Отсюда и желание сделать вам небольшую пакость. Во время последнего моего визита в аэропорт работники «багаж-просвета» просто заявили: с велосипедами в аэропорт нельзя. Разумеется, они понимали, что в аэропорт мне надо, и надеялись получить некоторое вознаграждение за свою лояльность. Рецепт борьбы: игнорировать. Нет у них прав не пускать вас с багажом в здание аэровокзала, если в багаже не обнаруживается тринитротолуол или автомат Калашникова. Кстати, отмечу: в «напряженных» авиаузлах багаж-просветчики встречаются два раза – на входе в здание вокзала и перед таможней-регистрацией багажа. Итак, вы с каменным лицом проигнорировали работников «бажаг-просвета» и прошли в здание. Тут к вам направляются аэропортовые грузчики.
Вообще говоря, аэропорт состоит из двух частей: верхней и нижней, которые отличаются друг от друга, примерно как рай и ад. Верхняя часть сияет тысячами огней, которые отражаются в светлых глазах счастливых пассажиров, ожидающих приятного путешествия на серебристых крыльях! А в это время, в нижней части аэровокзала, люди в синих робах ходят с мрачными лицами по полуподвальному плохо освещенному помещению, и перемещают в пространстве различные тяжести, именуемые на языке верхнего зала «багаж». Отчего же люди в синих робах шарят по светлому залу? Что это за «дневной дозор» такой? А «дозорят» они людей с негабаритным багажом. И вот – удача! Они видят, как идет по светлому залу человек с велосипедом. Это – добыча. Тут же грузчики подлетают к такому «чудаку» и утверждают: - Да у вас велосипед! Да он ни в одну дверь аэропорта не влезет! А в самолет? В какое место его там ставить? Может, к крылу привязывать прикажете? Совершенно невозможно! Но я могу все вам устроить, ибо я – Вася грузчик.
С чего бы малознакомый Вася оказывает вам такое небывалое внимание? Разумеется, из любви. Из любви к вашим деньгам. Рассказав небылиц, он за деньги предлагает погрузить ваш багаж. Соглашаться? Как на мой характер – нет. Во-первых, багаж как загружается, так и разгружается, причем, во многих тысячах километров от места погрузки. Предположим, ваш багаж поврежден. К кому апеллировать? Где этот Вася, оказавший вам за деньги набор погрузочных услуг? В другой стране? В пяти часах лета? Или может быть, тот честный малый ни при чем, и багаж был попорчен в месте прибытия? Одним словом, никаких гарантий. Наконец, вы прибываете на стойку регистрации пассажиров и багажа, где собственно и происходит взвешивание и оформление. Дам несколько советов, как «правильно» проходить взвешивание, чтобы заплатить за перевес как можно меньше. Задача важная, так как, как правило, вам разрешено провозить всего 20 кг веса. То есть, 14 кг велосипеда + 6 кг на все про все. Уложиться довольно сложно, особенно если вы едете в «дикий» поход с палатками – спальниками.
Купите велосипедную поясную сумку большого размера. Например, «Трек-4» от «ПИК-99», емкостью 4 литра. Есть и зарубежные аналоги, например Deuther. Важно, чтобы сумка была поясная, но - объемная с другой. В такую сумку легко входит много хороших и тяжелых вещей, и еще остается место для денег, документов и, иногда, медицинской аптечки. Вес такой сумки может достигать 4 -5 кг, при этом она остается, как и была, небольшого размера, и, как правило, на взвешивание ее не требуют. Будьте бдительны: при досмотре такие вещи как ось с эксцентриком, крупные ключи и т.п. могут быть истолкованы как оружие и отняты!
Также на взвешивание могут не потребовать полиэтиленовый пакет, который вы собираетесь пронести в салон. В этот пакет можно сложить не менее тяжелые веши, что есть у нас: фотоаппарат в кофре (особенно актуально тем, кто ездит с «зеркалками»), карты, GPS приемник. Важно: пакет должен быть полупустым. Строго говоря, в салон с собой вы можете взять тоже лимитированный вес (см правила ниже), но пакет, как правило, взвешивальщиками игнорируется.
Наконец, у вас есть определенный резерв места в одежде. Карманы, к примеру. Да и просто взятая с собой (а не сданная в багаж) куртка тоже способна повлиять на весы.
Теперь перейдем собственно к велосипедам. Правила различных авиакомпаний предусматривают следующие варианты перевозки байков:
В картонной коробке
В мягком чехле в полуразобранном виде
Без чехла
Четкие правила не определены.
Картонная коробка – крайне неудобная форма упаковки. Довольно трудно себе представить, что вы приедете в аэропорт своим ходом, или на общественном транспорте, имея с собой не только велосипед и багаж, но и коробку. Предположим, при вылете из дома, вы попросили друзей отвезти вас в аэропорт. А при полете обратно? Где друзей в неаполях – барселонах искать? В целом, жесткое требование авиакомпании применять картонную коробку – это повод лететь другой авиакомпанией. Возможно, перевозчик пытается действовать из лучших побуждений – сохранности вашего велосипеда. Не исключено, но нам от этого не легче.
Другое дело – мягкий чехол. В России их производят, например, фирмы «Пик-99» и «Снаряжение». Мягкий чехол легко привезти с собой, весит он мало. Существует мнение, что мягкий чехол не спасает велосипед от повреждений. Теоретически не спасает. Однако случаев серьезных повреждений байков в самолетах нам известно крайне мало. На сайте ВелоПитер был проведен опрос, случались ли повреждения велосипеда при перелетах.
http://velopiter.spb.ru/vote/?id=32. На момент написания данного материала расклад был таким: «Тяжелые проблемы» повлекшие за собой существенный ремонт – 0% от числа опрошенных. Но 38% сказали, что хотя бы раз при перевозке велосипед царапали, или случалась какая-нибудь легкая проблемка.
Вместо снятого переднего колеса поставить пластиковую заглушку – такие поставляются с каждым новым велосипедом. Это позволяет обеспечить жесткость конструкции. Заглушку можно раздобыть в веломагазинах.
Снять обе педали, рога, полностью демонтировать седло (и то и другое рекомендую возить отдельно: в рюкзаке)
Полезно снять руль (в месте, где он крепится к выносу) и, не снимая тросов, приложить его к верхней трубе рамы с нижней ее стороны, где и зафиксировать скотчем или пластиковыми хомутиками.
Переднее колесо снимается, располагается сбоку от рамы с правой стороны и фиксируется скотчем или хомутами. Фиксация нужна чтобы части велосипеда не елозили друг по другу.
Задний переключатель перебрасывается на предпоследнюю или последнюю (самую большую) звезду. Далее его можно рукой придвинуть к перу рамы и зафиксировать скотчем или хомутом.
Сдувать колеса не требуется, хотя миф о «взрывах» колес в полете широко распространен в байкерской среде. Может быть, если у вас шоссейник с 8ью атмосферами в колесах....
Иногда приходится демонтировать багажник – в случае, если вы летите аэровелофобской компанией. В любом случае, перевозить его лучше в велорюкзаке, а не с велосипедом.
Обратите внимание на все эксцентрики и оси. При снятии колес и седла вы их ослабили – неровен час разболтаются и будут потеряны.
Если по каким-то причинам вам приходится снимать заднее колесо (разумный человек этого по доброй воле не сделает), то крайне необходимо поставить вместо него пластиковую распорку.
Если авиакомпания допускает перевозку велосипеда без чехла, то это и хорошо и плохо. Хорошо – возможно, грузчики не будут велосипед швырять и складывать на него чемоданы. Все-таки видно – велосипед. С другой стороны, ткань чехла предохраняет велосипед, по крайней мере, от ненужных взглядов. Да и велосипед в чехле меньше провоцирует служителей аэропорта к вымогательству.